Предложена новая локализация библейского Эммауса
18.09.2019

Предложена новая локализация библейского Эммауса

Место встречи воскресшего Иисуса с учениками предложено искать на поселении Кириаф-Джарим.

Команда израильских археологов под руководством Израэля Финкельштейна из Тель-Авивского университета и Томаса Рёмера из Коллеж де Франс обнаружила в ходе раскопок в городке Кириаф-Джарим ряд укреплений, которые были возведены в первой половине II в. до н. э. По мнению ученых, найденное укрепленное поселение может быть библейским Эммаусом — селением, в котором после того, как Иисус был распят, ученики Христа встретили своего воскресшего учителя.

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его... И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лук. 24:13-31)

Согласно ветхозаветной книге Маккавеев, империя Селевкидов контролировала большую часть данного региона при помощи укрепленных объектов, в число которых входил и Эммаус.

Конечно, исследователи не могут быть полностью уверены в том, что Кириаф-Джарим — это Эммаус, а не какое-то другое укрепление Селевкидов. Но на это указывает целый ряд признаков, и главный из них — расстояние. В Евангелии от Луки упоминается, что Эммаус находился в 60 стадиях (т. е. примерно 13 км) от Иерусалима. Кириаф-Джарим — пока единственное укрепленное поселение, найденное археологами на аналогичном удалении от Старого города Иерусалима.

Другие крепости Селевкидов, упомянутые в книге Маккавеев, не соответствуют местоположению Кириаф-Джарима. В пользу гипотезы о том, что найден именно Эммаус, говорит и большое количество артефактов, найденных археологами.

В частности, на поселении обнаружено много керамики периода жизни Иисуса, то есть это место было заселено при нем. Причем это была довольно густонаселенная деревня, следовательно, ученики Христа вполне могли направиться туда после распятия.


QzLnDe2EbAxWe3hxNRsvNK-650-80.jpg


Впрочем, предложенная идентификация Кириаф-Джарима с Эммаусом не бесспорна. Историк IV в. Евсевий Кесарийский написал в своей книге «Ономастикон», что Эммаус — это город Никополис, существовавший при нем. Т. е. во времена Евсевия общепринятой было отождествление Эммауса с Никополем. В византийскую эпоху в Никополе на предполагаемом месте явления воскресшего Христа ученикам был сооружен большой церковный комплекс, служивший местом паломничества, руины которого сохранились до сих пор. Попав в руки мусульман, Никополь, прочно ассоциируемый на тот момент с Эммаусом, получил название Амуас (арабское произношение топонами Эммаус).

Вслед за Евсевием христианская традиция отцов Церкви и паломников в Святую землю римско-византийского периода единогласно отождествляет Эмммаус с Никополем, расположенным в 30 км от Иерусалима. И хотя в большинстве из дошедших до нас древних рукописей Евангелия от Луки указывается расстояние в 60 стадий (около 13 км) между Иерусалимом и Эммаусом, однако в ряде рукописей упоминается расстояние в 160 стадий (около 30 км), что как раз подтверждает идентификацию Эммауса с Никополем. В Никополе-Амуасе были найдены развалины укреплений эпохи Хасмонеев, римские термы III в. н. э., еврейские захоронения I в. н. э., а также римско-византийские постройки.

Возможно, дальнейшие археологические исследования помогут определить, какое из предложенных отождествлений библейского Эммауса юолее оправданно.

Источник: Live Science