Средневековая монахиня из Германии оказалась художницей-переписчицей
09.01.2019

Средневековая монахиня из Германии оказалась художницей-переписчицей

Профессию женщины определили по частицам ультрамарина в зубном налете.

Примерно в IX в. в городе Далхейм на западе Германии был основан небольшой женский монастырь. Предположительно, в нем жило около 14 монахинь. Монастырь существовал еще в XIV в., но после ряда междоусобиц был сожжен. До наших дней сохранились руины, в том числе монастырской церкви. В 1980-х гг. здесь проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены останки женщины средних лет.

Команда американских, британских и германских ученых под руководством Кристины Вариннер из Института изучения истории человечества Общества Макса Планка исследовали останки женщины и выяснили, что она жила между 997 и 1162 гг. и умерла в возрасте 45–60 лет. Специалисты не нашли следов травм или патологий, доказывающих, что женщина занималась физическим трудом, но на ее передних зубах был выявлен толстый слой зубного камня. Исследователи начали искать микрочастицы растений, сохранившиеся в зубном налете и неожиданно обнаружили на нескольких зубах частицы синего цвета.

Заинтересовавшись, ученые проанализировали налет и в ходе микроскопических исследований обнаружили около 100 частиц темно-синего цвета. Результаты сканирующей микроскопии, совмещенной с энергодисперсионной рентгеновской спектроскопией, которая позволяет провести элементный анализ, показали, что в частицах не было железа, кобальта или меди. Соединения этих металлов содержались во всех синих красителях, известных в средневековой Европе, за исключением ультрамарина. В то же время состав частиц был похож на лазурит, в них имелись серо-содержащие тектосиликаты, которые придают этому минералу темно-синий цвет. Чтобы подтвердить свое предположение, исследователи проанализировали частицы из зубного камня с помощью рамановской микроспектроскопии и убедились, что спектр, который получался при контакте излучения с частицами, соответствует спектрам как современного пигмента, полученного из ляпис-лазури, так и образцу ультрамарина с фрески XVI в.


ркер.jpg


Ученые обнаружили частицы красителя на нескольких зубах женщины — это свидетельствует о том, она систематически использовала ультрамарин.

Ультрамарин был самым дорогим из известных в средневековье в Европе природных и искусственных синих красителей, его ценили за насыщенный темно-синий цвет. Его делали из ляпис-лазури — разновидности лазурита высокого качества, которую использовали не только художники, но и ювелиры. Добывали минерал только в одном месте на северо-востоке современного Афганистана, откуда его экспортировали в другие регионы Евразии. Чтобы изготовить краситель, ляпис-лазурь размалывали в порошок, а затем очищали с помощью масляной флотации (частицы лазурита оставались на границе раздела фаз). Очищенный ультрамарин, наряду с серебром и золотом, использовался для изготовления роскошных или важных книг и работать с ним доверяли только искусным писцам и художникам.

Ученые предположили несколько сценариев, объясняющих, кем могла быть женщина средних лет, которая не занималась физической работой, была похоронена в пределах монастыря и использовала ультрамарин. Скорее всего, она была переписчицей или художницей, которая оформляла манускрипты. Причем, судя по тому, что ей доверяли дорогой пигмент, она была опытным и искусным мастером. Впрочем, также возможно, что она не сама занималась копированием манускриптов, а только растирала ляпис-лазурь и готовила краску для других переписчиков. В этом случае она тоже часто вдыхала ультрамариновую пыль, которая осталась у нее на зубах.

Версию о том, что женщина могла использовать ультрамарин в качестве лекарства, исследователи отвергли. Этот пигмент действительно использовали на Ближнем Востоке для лечения глазных болезней, укусов скорпионов или язв, но в Европе медицинские рецепты с ультрамарином упоминаются, самое раннее, в конце XI — начале XII вв. То, что исламские рецепты были известны в Германии первой половины XI в., ученые считают маловероятным.


nun4.jpg

Монахиня, работающая над манускриптом 


По большей части книги делали в мужских монастырях. Монахини, которые переписывали и оформляли книги, встречались гораздо реже. Впрочем, до XV в. писцы и художники редко подписывали свои работы, поэтому современные исследователи далеко не всегда могут определить авторство. Тем не менее, женщинам-переписчикам приписывают менее одного процента книг, написанных до XII в. Но в некоторых монастырях женщины-писцы и художники выполняли бóльшую часть работы. В частности, в аббатстве Адмонт на территории современной Австрии, где жили и мужчины, и женщины, многие из 200 книг XII века, которые сохранились до сих пор, скопированы именно монахинями. А монахиня Димот из монастыря Вессобрюнн в Баварии, которая жила в конце XI — начале XII вв., переписала и оформила 45 манускриптов, в том числе богато украшенное Евангелие.

Источник: N + 1