В Помпеях обнаружена фреска, изображающая гладиаторов на арене
14.10.2019

В Помпеях обнаружена фреска, изображающая гладиаторов на арене

Настенная роспись запечатлела критический момент боя между мурмиллоном и фракийцем.

В ходе раскопок в V районе Помпей найдена настенная роспись с изображением гладиаторских боев. Ее обнаружили на первом этаже здания, которое находилось на пересечении двух мощеных улиц.

Фреска размером 1,12 на 1,5 метра хорошо сохранилась и позволяет судить о вооружении бойцов, а также о предполагаемом моменте схватки между ними.


gladiatori_combattenti_1-1200x800.jpg


На фреске изображено противостояние двух гладиаторов разных типов на арене. Мурмиллон (Myrmillo), один из самых распространенных типов гладиаторов, держит в правой руке гладий — римский короткий меч, а в левой — большой изогнутый прямоугольный щит. От ударов противника его голову защищает широкополый шлем, украшенный гребнем, с решетчатым забралом. Такой шлем не скрывал обзора, а его широкие поля прикрывали шею и предохраняли его владельца от удара мечом сверху. На правой руке мурмиллона надета маника — наруч, защищавший руку, не закрытую щитом, а на левой ноге — поножь, не доходящая до колена.


gladiatori_combattenti_3-683x1024.jpg


Его соперник — фракиец (Thraex). На нем также надеты поножи — в его случае высокие металлические, как и положено этому типу гладиатора. На левом запястье у фракийца — короткий наруч или широкий браслет. Шлем у фракийца, как и у мурмиллона, — широкополый, с гребнем. Правую руку он прячет за спину, так что, возможно, меч все еще при нем, хотя мы его и не видим. Щит поверженного фракийца лежит на земле.


gladiatori_combattenti_4-683x1024.jpg


Из собственно одежды на каждом из гладиаторов надет только сублигакул — кожаная набедренная повязка, в жизни обычных римлян служившая нижним бельем.

Художник довольно реалистично изобразил ранения фракийца — видно, как кровь капает из ран на левом запястье и левой стороне груди. Гладиатор протягивает левую руку в сторону, этот жест интерпретируется как просьба о пощаде.


009abcfce8a84a07368efb2471dc592e.jpg


«Сцена завораживает реалистичным изображением раненого фракийца. Мы не знаем, как прошел этот бой. Проигравший либо умер, либо его пощадили», — заявил генеральный директор раскопок Массимо Осанна.

На соседней стене сохранился фрагмент другой фрески, возможно, того же цикла — от неё сохранилась нижняя часть фигуры одетого человека, также на белом фоне и в красной рамке. Однако кого она изображает, интерпретировать пока затруднительно.


gladiatori_1-1200x1001.jpg


Археологи предполагают, что помещение, украшенное фреской с гладиаторами, было лавкой или таверной, в которой также имелся второй этаж. На это указывает след от деревянной лестницы, шедшей прямо над фреской, этим объясняется и ее трапециевидная форма.


gladiatori_combattenti_osanna-1200x800.jpg


Согласно одной из гипотез о предназначении этого заведения, которое, возможно, часто посещали гладиаторы (отсюда и мотив росписи), верхний этаж занимали комнаты проституток.

Через три квартала от этого дома, в пятой инсуле V района, располагалась так называемая Казарма Гладиаторов. Из этого дома происходит наибольшее количество надписей, относящихся к гладиаторам, — 143. Поэтому предположение о наличии в этом районе заведений, чьими завсегдатаями могли быть гладиаторы, не лишено оснований. Впрочем, наверху мог жить сам хозяин лавки, а роспись с изображением гладиаторов могла быть всего лишь данью моде или его любимому виду развлечений.

Изображения гладиаторов часто встречаются на помпейских фресках, рельефах, в виде скульптур и даже граффити — нацарапанных на стенах рисунках и надписях. Все это свидетельствует о высокой популярности этого вида развлечений в древних Помпеях.

До нас также дошло и некоторое количество афиш — надписей на помпейских стенах, объявлявших о проведении в ближайшие дни гладиаторских игр.


gladiatori_combattenti_2-1200x880.jpg


Мурмиллон и фракиец — самые распространенные типы гладиаторов, традиционные противники друг друга. Оба типа произошли от вооружения национальных воинов армий, в свое время побежденных Римом: галлов и фракийцев, повторяя их набор вооружения и защиты. Оба типа — и мурмиллон, и фракиец, — обычно выходили на бой с голым торсом, то есть были довольно уязвимы для холодного оружия противников. В то же время они, очевидно, благодаря развитой мускулатуре смотрелись на арене весьма выразительно. Профессиональные гладиаторы, выступавшие в этих амплуа, могли быть любого происхождения — требовалось лишь, чтобы на них было соответствующее вооружение и чтобы они обладали необходимыми навыками обращения с ним. Иногда один и тот же гладиатор мог сражаться в разных амплуа.

Источник: Parco Archeologico di Pompei