В Риме завершена реставрация статуй пекаря и его жены
05.03.2019

В Риме завершена реставрация статуй пекаря и его жены

Вольноотпущенник Эврисак стал процветающим предпринимателем и добился высокого положения в обществе.

В выставочный зал Капитолийских музеев, расположенный в здании бывшей электростанции Монтемартини, вернулись после реставрации статуи пекаря Эврисака и его жены Атистии.

Гробница Эврисака была обнаружена в 1837 году, когда по приказу папы Григория XVI были снесены поздние постройки вокруг арки акведука Клавдия на площади Пьяцца ди Порта Маджоре. Датируется гробница примерно 30 г. н. э. Она представляет собой сооружение высотой более 10 метров, возведенное из бетона и облицованное травертином. Надпись на гробнице сообщает, что она воздвигнута для пекаря Марка Вергилия Эврисака.


Tomb_of_Eurysaces_the_Baker.-Photo-by-Livioandronico2013..jpg


Были также обнаружены фрагменты рельефов и надписей, ранее отколотых от гробницы. Среди них оказалось скульптурное изображение мужчины и женщины, а также надпись: «Была Атистия жена мне и женщина прекрасная, останки ее тела, какие сохранились, в этой хлебной корзине». Мраморная погребальная урна, которую тоже нашли, действительно была выполнена в форме плетеной корзины. Сейчас она утеряна и известна лишь по сделанным в XIX веке рисункам.


Marble-basketweave-cinerary-urn.jpg

Мраморная погребальная урна в форме корзины


Но если погребальные урны в форме корзин часто делали в эпоху ранней империи, то сама гробница Эврисака весьма оригинальна и не оставляет сомнений, что он гордился своей профессией. Ее украшают три барельефа, изображающие разные стадии изготовления хлеба: ослов, крутящих мельничные жернова, просеивание муки, вымешивание теста (месильную емкость тоже вращает осел), раскатывание и формирование круглых хлебов, помещение хлеба в печь, укладка готового хлеба в корзины, взвешивание и контроль продукции городскими чиновниками. А странные круглые отверстия во втором ярусе гробницы, по разным предположениям, изображают или емкости, где мешалось тесто, или dolia frumentaria - крупные округлые сосуды, служившие мерками и хранилищами для зерна. 


Magazzino_dei_Doli_Ostia_Antica_2006-09-08.jpg

Сосуды для хранения продуктов на складе в Остии


В целом получалось, что Эврисак, вольноотпущенник (на это указывает его греческое имя), своим трудом добился уважения горожан и достойного места в обществе и воздвиг себе роскошную, хотя и несколько экстравагантную гробницу.

Скульптурные изображения Эврисака и Атистии, видимо, украшали восточную стену гробницы, где сейчас барельефы не сохранились. На муже надеты тога и туника, на жене — туника и палла. Они мало отличаются от известных скульптурных портретов Августа и его жены Ливии. Даже прическа Атистии, как и прическа Ливии, соответствует моде тех времен.


Restored-relief-and-loaned-inscription.jpg


Двойной скульптурный портрет долгое время находился на реставрации и вот теперь возвращен в экспозицию. Реставраторы также восстановили голову Атистии по сохранившимся изображениям. Подлинная голова была украдена в 1934 году.

Национальный музей Рима в честь завершения реставрации предоставил для экспозиции вместе со скульптурами посвященную Атистии надпись, которая хранится в его коллекции. А из Музея римской цивилизации была создана миниатюрная гипсовая реконструкция изначального вида гробницы пекаря Эврисака и его жены.

Источник: The History Blog