АБИДОС
22.01.2020
АБИДОС
Города древности

Абидос — один из древнейших и наиболее значимых городов Египта, расположенный на левом берегу Нила неподалёку от современного селения Эль-Араба-эль-Мадфуна.


800px-Abydos_Tempelrelief_Sethos_I._36.jpg

Рельеф со сценой оплакивания Осириса из храма Сети I в Абидосе (автор фото: Olaf Tausch


Начиная с середины IV тыс. до н. э. Абидос являлся крупным религиозным центром поклонения Осирису. Тысячи паломников стекались сюда, а фараоны считали великой честью быть похороненными на святой земле. Присутствие фараона было неотъемлемой частью торжественных мероприятий. Особой честью считалось оказаться погребённым в том же месте, где и верховное божество. Саркофаги с телами усопших доставляли к могиле Осириса особым образом — их помещали на ладью, символизировавшую священную ладью из папируса, на которой плыл Осирис. Затем саркофаг доставляли до места погребения по Нилу. Обнаруженные археологами на стенах гробниц надписи свидетельствуют о том, что паломники, привозившие усопших в Абидос, надеялись на заступничество перед лицом великого бога.


Journey of the dead to Abydos

Рельеф, изображающий путешествие усопшего на лодке в Абидос


Судя по всему, уже на раннем этапе своего существования Абидос играл важную роль в религиозной жизни египтян, и не случайно первые фараоны избрали этот город в качестве своего последнего пристанища. Однако культ Осириса не всегда играл здесь главенствующую роль, на протяжении длительного времени в Абидосе поклонялись другому божеству — Хентиаменти, изображаемому с головой шакала, святилище которого было построено ещё в эпоху Раннего царства (около 3120-2649 гг. до н. э.). Другим почитаемым в Абидосе богом считался Упуата. Считалось, что он сопровождает усопших в царство мёртвых.

В период правления фараонов II династии значение Абидоса выросло настолько, что он стал играть в жизни Египта не менее важную роль, чем Тинис, являвшийся официальной столицей. После того, как с приходом к власти царей III династии столицей стал Мемфис, Абидос сохранил только функции крупного религиозного центра. В этот период храм Хентиаменти процветал, вокруг него бурлила жизнь. Масштабная реконструкция святилища была произведена в III тыс. до н. э., при фараоне VI династии Пепи I (примерно 2310–2260 гг. до н. э.). С началом Первого переходного периода (VII-X династии) власть в Египте неоднократно переходила из рук в руки, и Абидос оказался в эпицентре политической борьбы между Фивами и Гераклеополем.

С расширением культа Осириса в конце III тыс. до н. э. в Египте значительно возросло количество его последователей, многие из которых стремились в Абидос. Этому поспособствовала легенда о том, что голова Осириса, убитого и разрубленного на части родным братом Сетом, находится именно в этом городе. У кенотафа Осириса проводились обряды и мистерии, рос поток паломников. Вскоре Абидос стал духовной столицей, а при фараонах XIX династии Сети I (примерно 1290–1279 гг. до н. э.) и его сыне Рамсесе II (около 1279–1213 гг. до н. э.) здесь были построены храмы Осириса и других богов, а также сохранившийся до наших дней кенотаф Сети I. 


SFEC-ABYDOS-2010-060

Рельеф из Абидоса, изображающий фараона Сети I в короне Нижнего Египта и его сына, будущего фараона Рамсеса II с быком для ритуального жертвоприношения 



Впрочем, это была не первая царская гробница-кенотаф, сооруженная в Абидосе. Несколькими столетиями ранее — ещё в правление XVIII династии — в священном городе появился кенотаф Яхмоса I (около 1550–1525 гг. до н. э.). Его пирамида стала последней в списке величественных царских усыпальниц, традиция погребения правителей в пирамидах прекратилась. А задолго до Яхмоса I и Сети I свои кенотафы здесь построили Сенусерт III (около 1872–1853 гг. до н. э.) и другие фараоны Среднего царства.

К концу I тыс. до н. э. Абидос потерял былое величие, и превратился в обычную деревню, о славном прошлом этого места напоминали лишь грандиозные культовые и погребальные сооружения. И если жилая застройка ещё сохранялась во времена греческого историка Страбона (примерно 63 г. до н. э. — 21/24 г. н. э.), описывавшего бывший осирический центр как самую обычную заброшенную деревню, то взорам археологов предстала совсем другая картина. То, как выглядели жилища обитателей города, и какой была их планировка, исследователи могут лишь предполагать, поскольку никаких следов жилых домов в ходе раскопок обнаружено не было.


The Beginning of the Work January 1914.gif

Раскопки Осириона в Абидосе, 1914 г. 


В разное время раскопки в Абидосе вели такие выдающиеся исследователи как Огюст Мариетт и Уильям Флиндерс Питри, большую работу по изучению храма Сети I осуществила Эмис Калверли. Здесь работали экспедиции Общества изучения Египта, Немецкого археологического института. Интерес к этому великолепному памятнику археологии не угасает и спустя почти два столетия с начала его систематического изучения.


Temple of Ramesses II before excavation.jpg

Храм Рамсеса II в начале раскопок


Открытия, совершённые археологами в Абидосе, имеют огромное значение для мировой науки. Одной из ярчайших находок стал обнаруженный в 1818 г. британским исследователем Уильямом Бэнксом иероглифический список. В нём перечислены фараоны, правившие до Рамсеса II, — всего 76 царских имён. Спустя несколько десятилетий после обнаружения первого Абидосского списка археологам удалось совершить ещё одно важное открытие. При раскопках храма Сети I в 1864 г. был найден второй список, сохранившийся значительно лучше и позволивший восполнить пробелы в прочтении некоторых имён фараонов. Находка второго списка помогла исследователям Древнего Египта многое прояснить и решить вопрос относительно хронологии царских династий.


SFEC-ABYDOS-2010-056

Фрагмент Абидосского списка фараонов


Судя по всему, Абидос не имел чёткого плана застройки, а новые храмы возводились на той территории, которая на тот оставалась незанятой. Доставка камня для строительства осуществлялась по каналу, соединявшему Нил с храмовым комплексом.

Сохранившиеся до наших дней руины можно разделить на три комплекса. 


Egypt and the Sûdân; handbook for travellers (1914) (14597319359)

План Абидоса (по О. Мариетту)


В северной части находится разрушенный храм Хентиаменти-Осириса, с юга и востока от которого расположен некрополь.

К центральной части относятся святилище, кенотафы и гробницы правителей додинастического периода, в том числе — гробница фараона I династии Джера (2999-2952 гг. до н. э.). 


9414506cd8dcb23efe3266252a27dbc1.jpg

Гробница фараона Джера


Во времена Нового царства эту гробницу почитали особо, считая, что именно здесь покоится часть тела бога Осириса. 


df0f691847779f12c5b39d7070de7586.jpg

Украшения из гробницы фараона Джера

В восточной части располагаются монументальные строения, датируемые периодом XIX династии, в том числе храмы Сети I и его сына и преемника Рамсеса II. 


Temple of Ramesses II at the end of the 1967 excavation.jpg

Храм Рамсеса II по окончании раскопок, 1967 г.


Храм Сети I, возведённый в честь Осириса, является настоящим шедевром среди многочисленных культовых построек Египта. Его строительство началось при Сети I, но затянулось, и уже после смерти отца Рамсес II приказал достроить храм. 


AbydosFacade

Храм Сети I 


Величественный храм имел Г-образную планировку. Кладка стен состояла из кусков белого мрамора. Несмотря на сильные разрушения, за пилоном сохранились остатки двух гипостильных залов с огромными колоннами. 


Abydos temple of Sety

Гипостильный зал в храме Сети I


Настенные росписи и барельефы представляют Сети I в образе великого воина, равного богам. 


S03 06 01 018 image 2401

Храм Сети I (фото до 1923 г.)


В конце одного из залов расположены семь святилищ, каждое из которых посвящено одному из богов египетского пантеона: Амону, Гору, Исиде, Осирису, Птаху, Ра-Хорахти, а также самому Сети I. На стене галереи, в которую можно было попасть при выходе одного из залов, Уильям Бэнкс и обнаружил знаменитый Абидосский список.


S03 06 01 018 image 2367

Храм Сети I (фото до 1923 г.)


На стенах храма Рамсеса II, расположенного к западу от храма Сети I, изображены батальные сцены — в том числе знаменитое сражение при Кадеше, состоявшееся в 1296 г. до н. э.


Abydos, Temple of Ramesses II

Рельеф со сценой битвы при Кадеше


Особое место среди памятников Абидоса занимает храм-кенотаф Осирион, рядом с которым Сети I начал строительство своего величественного храма. 


Entrance to inner chamber of the Osireion discovered 1911.gif

Раскопки Осириона, 1911 г.

Кенотаф представляет собой подземное сооружение, символизирующее собой гробницу Осириса. Попасть внутрь можно было через сводчатый проход из кирпича. Само сооружение было сложено из крупных гранитных блоков, а внутри него находилась окруженная рвом насыпь и саркофаг. 


Osireion 03

Осирион


Подобных символических мест погребения Осириса в Древнем Египте было немало, но кенотаф в Абидосе уникален тем, что он единственный сохранился до наших дней.


На верхнем фото: храм Сети I в Абидосе (автор фото - Steve F. E. Cameron)