АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ЛОПУХИН (1852-1904)
20.11.2018
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ЛОПУХИН (1852-1904)
Этюды об ученых

Александр Павлович Лопухин (1852-1904) — выдающийся библеист, знаток богословия, просветитель, исследователь Священного Писания, переводчик, профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

Александр Павлович Лопухин появился на свет 10 октября 1852 г. в селе Митякино Саратовской губернии. Его отец был православным священником, а предки принадлежали к знаменитому дворянскому роду, оставившему заметный след в российской истории. Будучи сыном священника, юный Александр с ранних лет рос в духе традиций христианства и православия, демонстрировал тягу к знаниям. Он блестяще окончил курс в Духовной семинарии в Саратове и в 1874 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Во время учёбы в Академии Александр Павлович Лопухин проявлял пристальный интерес к церковно-историческим дисциплинам, которым он старался уделять как можно больше времени. Особым вниманием пользовались иностранные языки, в том числе, древние. В этот период проявились и его выдающиеся литературные способности, он опубликовал свои первые научно-публицистические статьи в академических журналах. Так, в 1876 г. в журнале «Христианское чтение» вышла его статья о пророках Ветхого Завета, написанная молодым исследователем весьма содержательно и зрело. Его кандидатская диссертация была оценена преподавателями очень высоко и даже отмечена денежной премией.

По окончании Академии А. П. Лопухин получил степень кандидата богословия. Он мог бы принять сан священника сразу после завершения учёбы, но решил сосредоточиться на исследовательской и миссионерской деятельности и в 1879 г. по согласованию с руководством Церкви отправился в Соединённые Штаты Америки, где служил псаломщиком в церкви при посольстве России в Нью-Йорке. Назначая его на эту должность, руководство учитывало великолепное знание английского языка.

Оказавшись в Америке, Александр Павлович подробно записывал все свои суждения касательно американской жизни. Спустя некоторое время после назначения, он начал писать для Журнала Восточно-Православной Церкви. Тематика его публикаций касалась особенностей церковной жизни в России. Параллельно он отправлял в отечественные издания статьи о том, как живёт американское общество, таким образом, открывая друг другу два народа и две страны.

После возвращения в Россию А. П. Лопухин опубликовал свои путевые заметки и наблюдения. Обширный материал, собранный в США, оказался очень полезным при написании магистерской диссертации, которая касалась, в том числе, и проблематики Римского католицизма в Америке. Защита диссертации состоялась в Санкт-Петербурге в 1881 г. Работа была великолепно подготовлена и защищена с блеском.

Проработав в Америке до 1882 г., А. П. Лопухин вернулся в Петербург, чтобы приступить к преподавательской деятельности в родной Академии. Он получил назначение на пост секретаря Совета Академии, а спустя год стал доцентом кафедры сравнительного богословия. Начиная с 1884 г. и вплоть до последних дней Александр Павлович трудился доцентом кафедры древней общегражданской истории. А в 1890 г. руководство Академии присвоило ему звание экстраординарного профессора.

Обладая выдающимся педагогическим талантом, А. П. Лопухин пользовался большой популярностью среди студентов. Помимо преподавания и научной деятельности он активно сотрудничал с различными изданиями, выпускающими научно-популярную и просветительскую богословскую литературу. За то время, что Александр Павлович занимался издательской деятельностью, существенно возросло количество публикуемых работ на тему Священного Писания, истории Церкви и библейской археологии, а также увеличился интерес публики к данной тематике. Кроме того, А. П. Лопухин уделял много времени переводу известных трудов зарубежных мыслителей. Благодаря ему в русском переводе вышло несколько томов сочинений святителя Иоанна Златоуста, произведения Фаррара, Герхарда Ульгорна и Фомы Кемпийского.

Очень важной частью просветительской работы А. П. Лопухин считал диалог между представителями разных конфессий путем участия в конференциях, семинарах, беседах и дискуссиях. Он поддерживал контакты с представителями Римско-Католической и Протестантской Церкви. Его заслуги были отмечены многочисленными премиями и наградами, среди которых — ордена святого Владимира и святого Станислава.

Творческое наследие Александра Петровича Лопухина обширно и включает в себя многочисленные труды по исследованию Ветхого и Нового Завета, истории Церкви и патристике, а также широкого круга вопросов религиозной жизни.

Основные труды

  • Апостол Павел в центрах классического мира // Христианское чтение. — 1896. — Ч. 2.
    Библия и естествознание. — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1877. — 9 с. — Изд.: Церковный вестник. — № 26.

  • Библейская история Ветхого Завета в 2 томах, 1887 г.

  • Библия и научные открытия на памятниках Древнего Египта: (Библейско-исторические очерки). — СПб.: Тип. Добродеева, 1885.

  • Библия и новейшие открытия в области иероглифических надписей на памятниках Древнего Египта. — СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1878.

  • Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. — Пг.: Тип. Сойкина, 1904.

  • Ветхозаветные пророки: Библейско-историческая характеристика // Христиан, чтение. — 1876. — Май — июнь.

  • Лекции по философии истории. — СПб, 1901.

  • Первобытное человечество, его история, культура и Древность: (По учению Откровения, Быт. 4 и 5 гл. ...)

  • Руководство к Библейской истории Ветхого Завета. — СПб.: Тузов, 1888.

  • Толковая Библия Лопухина в 11 томах с доп. (1904–1913)