ФРИДРИХ ДЕЛИЧ (1850–1922)
14.03.2017

ФРИДРИХ ДЕЛИЧ (1850–1922)

Этюды об ученых

Фридрих Делич (Friedrich Delitsch, 1850–1922) — немецкий ассириолог, один из основателей Немецкого восточного общества, автор теории панвавилонизма.

Фридрих Делич родился 3 сентября 1850 года в баварском городе Эрланген в семье теолога, библеиста и одного из крупнейших в Германии специалистов по семитским языкам Франца Делича (1813–1890), в то время преподававшего в местном университете. В 1867 году последний получил место профессора в Лейпцигском университете, а спустя год в это же учебное заведение поступил и Фридрих, принявший решение пойти по стопам отца и изучать восточные языки. Франц Делич стал его первым учителем. Кроме него, среди преподавателей, у которых учился Фридрих, были арабисты Генрих Леберехт Флейшер (1801–1888) и Лудольф Крель (1825–1901), специалисты по санскриту Герман Брокгауз (1806–1877) и Эрнст Виндиш (1844–1918), филолог-классик Георг Курциус (1820–1885). В 1871 году Делич перевелся в Берлинский университет, где защитил диплом, посвященный сравнительному анализу семитских языков.

После окончания университета Фридрих поначалу решил заняться изучением санскрита, однако вскоре пересмотрел свои планы и сосредоточился на истории Месопотамии. Не в последнюю очередь на это решение повлияло его знакомство с ориенталистом Эберхардом Шрадером (1836–1908), фактическим основателем немецкой школы ассириологии. Свою диссертацию, написанную под его руководством, Делич, как и диплом, посвятил семитским языкам и в 1874 году успешно защитился в Лейпциге.


Friedrich_Delitzsch.jpg


Следующие годы жизни Фридрих посвятил преподаванию, сначала как внештатный сотрудник Лейпцигского университета (1877), а затем — как ординарный профессор (1885). В 1893 году он перешел в университет Бреслау, а спустя еще шесть лет занял должность профессора семитских языков в берлинском университете Фридриха Вильгельма.

В 1898 году Фридрих Делич совместно с историком искусства Вильгельмом фон Боде, а также меценатами Джеймсом Саймоном и Францем фон Мендельсоном основал Немецкое восточное общество — организацию, созданную для поддержки исследований в области истории Ближнего Востока. В 1899 г. Делич стал первым директором отдела Передней Азии в Королевском музее Берлина — главного хранилища находок из археологических экспедиций, организованных обществом.


537145393.jpg


К концу XIX века Делич был уже признанным и состоявшимся специалистом по древним языкам Ближнего Востока, автором научных трудов, словарей и грамматических справочников по ассирийскому, арамейскому, касситскому и древнему ивриту. Главным предметом его интересов в этот период стало изображение истории древнего Востока в библейских текстах. В 1902–1904 гг. он выступил с курсом лекций «Вавилон и Библия» («Babel und Bibel»), в рамках которого пытался доказать, что самые известные ветхозаветные сюжеты появились под влиянием вавилонской мифологии. Его идеи, апофеозом которых был тезис о том, что в основе практически всех древнейших религиозных и мифологических представлений (и культуры в целом) лежала именно вавилонская традиция, получили в историографической традиции название «теория панвавилонизма». Они вызвали мощный резонанс, вышедший далеко за пределы научного сообщества. С резкой критикой концепции Делича выступили не только многие его коллеги, среди которых были египтологи Адольф Эрман и Джеймс Брэстед, но и представители церкви, а также сам император Вильгельм II, который поначалу с интересом следил за ходом дебатов, но демонстративно проигнорировал последнюю лекцию и публично посоветовал исследователю заниматься ассириологией, но «не трогать религию».

Однако у теории панвавилонизма были и сторонники. Самым известным среди них был ученик Делича историк Гуго Винклер, впоследствии прославившийся открытием хеттского архива в турецком Богазкёе. Идеи Делича разделяли и некоторые другие его коллеги, значительную часть которых составляли его бывшие студенты из Лейпцигского университета: самыми известными среди них были автор перевода «Эпоса о Гильгамеше» Альфред Иеремия и ассириолог Генрих Циммерн.

В дальнейшем Делич продолжал исследования Ветхого Завета с позиций антииудаизма и в одной из своих последних работ, книге «Великий обман» («Die große Täuschung», 1920–1921), выдвинул ряд других экстравагантных идей, например, о том, что вся эта часть Библии целиком сфальсифицирована.

Основные труды:

  • Studien über indogermanisch-semitische Wurzelverwandtschaft. Leipzig, 1873.

  • Assyriologische Studien. Leipzig, 1874.

  • Wo lag das Paradies? Leipzig, 1881.

  • Hebrew language viewed in the light of Assyrian research. London, 1883.

  • Sprache der Kossäer. Leipzig, 1884.

  • Prolegomena eines neuen hebräisch-aramäischen Wörterbuchs zum Alten Testament. Leipzig, 1886.

  • Assyrische Wörterbuch zur gesamten bisher veröffentlichten Keilschriftliteratur unter Berücksichtigung zahlreicher unveröffentlichter Texte. Leipzig, 1887.

  • Assyrische Grammatik. Berlin, 1889.

  • Geschichte Babyloniens und Assyriens. Stuttgart, 1891.

  • Entzifferung der kappadokischen Keilschrift-Tafeln. Leipzig, 1893.

  • Assyrisches Handwörterbuch. Leipzig, 1894–1896.

  • Das babylonische Weltschöpfungs-Epos. Leipzig, 1897.

  • Die Entstehung des ältesten Schriftsystems; Oder, der Ursprung der Keilschriftzeichen. Leipzig, 1897.

  • Ex Oriente Lux! Ein Wort zur Förderung der Deutschen Orient-Gesellschaft. Leipzig, 1898.

  • Das Buch Hiob neu übersetzt und kurz erklärt. Leipzig, 1902.

  • Babel und Bibel. 1902. Rede von Delitzsch am 13. Januar vor der Deutschen Orientgesellschaft in Berlin. Neubearbeitungen 1903, 1905 und 1921.

  • Im Lande des einstigen Paradieses. Stuttgart, 1903.

  • Mehr Licht. Die bedeutsamsten Ergebnisse der babylonisch-assyrischen Grabungen für Geschichte Kultur und Religion. Leipzig, 1907.

  • Zur Weiterbildung der Religion. Stuttgart, 1908.

  • Palasttore Salmanassars II von Balawat: Erklärung ihrer Bilder und Inschriften. Leipzig. 1908 (в соавторстве с A. Billerbeck).

  • Handel und Wandel in Altbabylonien. Stuttgart, 1910.

  • Das Land ohne Heimkehr. Die Gedanken der Babylonier-Assyrer über Tod und Jenseits. Stuttgart, 1911.

  • Assyrische Lesestücke mit den Elementen der Grammatik und vollständigem Glossar. Leipzig, 1912.

  • Kleine sumerische Sprachlehre für Nichtassyriologen. Leipzig, 1914.

  • Die Lese- und Schreibfehler im Alten Testament nebst den dem Schrifttexte einverleibten Randnoten klassifiziert. Ein Hilfsbuch für Lexikon und Grammatik, Exegese und Lektüre. Berlin — Leipzig, 1920.

  • Die große Täuschung. Kritische Betrachtungen zu den alttestamentlichen Berichten über Israels Eindringen in Kanaan, die Gottesoffenbarung vom Sinai und die Wirksamkeit der Propheten. Stuttgart — Berlin, 1920/1921.

  • Die große Täuschung. Zweiter (Schluss-) Teil. Fortgesetzte kritische Betrachtungen zum Alten Testament, vornehmlich den Prophetenschriften und Psalmen, nebst Schlußfolgerungen. Stuttgart — Berlin, 1921.