КАРНАИМ
09.06.2017
КАРНАИМ
Города древности

Карнаим (древнееврейский Qarnáyim, аккадский Qarnina и Qarnê и греческий Karnain и Karnion) — древний город, упоминающийся в ассирийских источниках VIII-VII вв., а также в библейских текстах. Как правило, его отождествляют с современным городком Шейх Саад, расположенным на юге Сирии, в 37 километрах восточнее Тивериадского озера.

Название «Карнаим» происходит от слова «qÃren», которое переводится как «рог». Как и множество других древнееврейских топонимов, наименование этого города имеет в своем составе локативный суффикс «‑Àyim», который омонимичен окончанию двойственного числа, поэтому топоним «Qarnáyim» совпадает с нарицательным «qarnÀyim», или «рога». К примеру, Книга пророка Амоса содержит в себе обличение патриотически настроенных израильтян, самодовольно заявляющих о том, что благодаря своей силе они присоединили Карнаим. Приведённая фраза по сути является игрой слов, поскольку в Библии рог — это символ мощи, и выражение «поднять рог» в данном случае означает «сделать сильным».

В 14-й главе Книге Бытия фигурирует упоминание о Карнаиме, точнее об Аштарот-Карнаиме, где сеннаарские цари Амрафел, Ариох, Кедорлаомер и Тидал разгромили рефаимов. Судя по всему, в данном случае речь идёт об уточнении, поскольку Карнаим находится в 4 километрах к северо-востоку от Телль Аштара, с которым принято отождествлять древний Аштарот. В амарнскую эпоху (XIV в. до н. э.) Аштарот, вероятно, был центром исторической области Башан. В I тыс. до н. э. ведущая роль в регионе постепенно перешла к Карнаиму.

В IX-VIII вв. до н. э. территория северного Заиорданья принадлежала попеременно то Израилю, то Дамаску, свидетельства этого присутствуют в Книге пророка Амоса. Однако после того, как в VIII в. до н. э. Дамасское царство завоёвывает ассирийский царь Тиглатпаласар III, правивший в 745-727 гг. до н. э., Карнаим становится центром ассирийской провинции. В более поздние периоды провинция Карнаим упоминается позднее в текстах, относящихся ко времени правления Асархаддона (681-669 гг. до н. э.) и Ашшурбанипала (669-631 гг. до н. э.).

1-я книга Маккавейская сохранила упоминание о Карнаине, который фигурирует в рассказе о походе в Заиорданье Иуды Маккавея и его брата Ионатана. В этом городе иудеи были осаждены язычниками во главе с военачальником Тимофеем. Предположительно в 163 г. до н. э. армия военачальника аммонитян Тимофея в сражении при Рафоне потерпела поражение от евреев, возглавляемых Иудой Маккавеем. Битва разыгралась на берегах реки, которую евреи форсировали первыми и нанесли сокрушительный удар, выполняя приказ своего военачальника. Оставшиеся в живых воины Тимофея предприняли попытку укрыться в святилище Карнаина. Иуда Маккавей проследовал беглецов, захватил город, а затем сжёг святилище вместе со всеми, кто находился внутри. Так Карнаим не смог оказать сопротивления и оказался повержен. Упоминание о сражении присутствует также во 2-й Книге Маккавейской, где город именуется Карнионом, а описание битвы приведено более детально. Иуда Маккавей вместе со своими воинами преследовал обратившихся в бегство язычников, Тимофей вместе с другими военачальниками был пленён, а общее число жертв составило около 25 тысяч человек.

Предание, засвидетельствованное начиная с IV в. н. э. Евсевием Кесарийским и другими христианскими авторами, связывает с Карнаимом ветхозаветного Иова. В Карнаиме показывали его дом, а также церковь, где погребено его тело. Это предание дожило до нашего времени: в Шейх Сааде есть целебный источник Хаммам Айюб, в котором по преданию омывался Иов, а также мечеть Наби Айюб. В мечети хранится «камень Иова», на котором он будто бы сидел (в конце XIX в. было установлено, что это стела Рамсеса II). В XIII в. город упоминается под названием Дейр Айюб («монастырь Иова»).


Вверху: рисунок на основе фотографии, 1886 г.