НИНЕВИЯ
08.02.2017

НИНЕВИЯ

Города древности

Ниневия (Nineveh, аккад. Нинуа, др.-евр. Нинве) — город в северной Месопотамии, находившийся на месте впадения реки Хоср в Тигр, на восточном берегу Тигра напротив современного иракского города Мосул, примерно в 400 км от Багдада.

Городище расположено на двух высоких холмах-теллях — Куюнджике и Неби-Юнусе. До наших дней сохранились фрагменты городской стены, в плане представляющей собой почти правильный прямоугольник шириной 2 км и длиной 5 км.

Главный холм, ныне известный под названием Куюнджик, был заселен начиная с VII тыс. до н. э. Однако наивысшим расцветом Ниневии было период, когда она стала столицей ассирийской империи, вплоть до ее разрушения в 612 г. до н. э. мидийцами и вавилонянами.


История изучения

Первое детальное исследование городища предпринял Клодиус Джеймс Рич, чья карта развалин Ниневии увидела свет в 1820 г. В 1846 г. археологические работы начал британский археолог Остин Генри Лэйард, который за пять лет раскопал значительную часть юго-западного дворца царя Синаххериба.


Layard_Nineveh.jpg

Остин Генри Лэйард на раскопках Ниневии. Рисунок из книги Лейарда.


В 1852 г. Лэйарда, работавшего по поручению Британского музея, сменил Ормуз Рассам, его бывший помощник. Ему удалось обнаружить Северный дворец, принадлежавший царю Ашшурбанапалу, а также библиотеку, названную по имени этого царя.

Талантливый исследователь клинописных источников британец Джордж Смит в 1872 г. опубликовал перевод большей части вавилонской версии повествования о Потопе, выполненный по табличкам, обнаруженным Лэйардом и Рассамом. В надежде найти оставшуюся часть текста он приступил к раскопкам в Ниневии весной 1873 г. и буквально через несколько дней достиг поставленной цели.


Excavations_of_Nineveh.jpeg

Раскопки в Ниневии, гравюра XIX в.


В 1904-1905 и в 1927-1932 г. в Ниневии вел раскопки британский археолог Реджинальд Кемпбелл Томпсон. Он тщательно исследовал плохо сохранившиеся остатки храма бога мудрости Набу, покровителя писцов, а также примыкающее к нему святилище Иштар, в котором была обнаружена великолепно выполненная бронзовая голова, интерпретируемая как изображение либо аккадского царя Саргона I, либо Нарам-Суэна. В свой последний сезон раскопок Томпсон провел сквозное зондирование доисторических слоев холма Куюнджик. А его помощник Макс Мэллоуэн по результатам этих работ составил первую достоверную периодизацию месопотамской керамики.

Во второй половине ХХ века раскопки в Ниневии предпринимались иракскими и американскими исследователями.


Расцвет города

О раннем поселении на Куюнджике известно очень мало, хотя, вероятно, оно активно росло и развивалась на фоне общего подъема Месопотамии во время Урукского периода (примерно 4000-3000 г. до н. э.). Есть основания полагать, что поселение следующего периода (около 3000-2500 г. до н. э.), было, как минимум, не меньше предыдущего.

Первоначально своей известностью город был обязан местному культу Иштар Ниневийской. Так, например, упоминая события, имевшие место за пятьсот лет до начала его правления, ассирийский царь Шамши-Адад I (правивший в начале XVIII в. до н. э.) в своей надписи ставит себе в заслугу то, что он реконструировал храм Иштар впервые после «Маништушу, сына Саргона, царя Аккада».

Начиная со времени правления Салманасара I (1273-1244 гг. до н. э.) многие среднеассирийские, а затем новоассирийские правители предпочитали строить в Ниневии свои резиденции на вершине холма Куюнджик. А плоский участок непосредственно к северу от нее был местом расположения обширного нижнего города, существовавшего по крайней мере с начала I тыс. до н. э.

После насильственной смерти Саргона II в его собственном лагере во время военного похода в 705 г. до н. э. его сын и наследник Синаххериб (704-681 гг. до н. э.) принял решение перенести ассирийскую столицу из Дур-Шаррукина (Хорсабада) — города, незадолго до того построенного Саргоном. Из-за трагической гибели отца он казался новому царю зловещим местом. Своей резиденцией Синаххериб избрал давно почитаемую «вечной» Ниневию.


SargonII palace2.JPG

Реконструкция внутреннего интерьера дворца Синаххериба в Ниневии


Согласно обнаруженной археологами царской надписи, он построил здесь дворец, в котором многое было «достойно восхищения». Длина здания достигала 500 м, а поддерживающие перекрытия колонны покоились на спинах сверкающих бронзовых львов. Во время раскопок этой постройки были обнаружены каменные рельефы общей длиной почти в 3 км, в том числе изображения осады и взятия Синаххерибом иудейского города Лахиша.


Assyrian siege-engine attacking the city wall of Lachish, part of the ascending assaulting wave. Detail of a wall relief dating back to the reign of Sennacherib, 700-692 BCE. From Nineveh, Iraq, currently housed in the British Museum

2809.jpg

Осада Лахиша, рельефы из дворца Синаххериба в Ниневии


Во времена Синаххериба город разросся и занимал около 750 га, а его грандиозные двойные стены достигали в длину 12 км. Внушительная внутренняя стена из сырцового кирпича, вероятно, имела высоту не ниже 25 м, а внешняя, чуть ниже, была выполнена из тщательно отесанных блоков песчаника и на всем своем протяжении венчалась каменными зубцами. 


Nineveh. Shamash Gate looking east from top of gate mound.

Стены Ниневии, ворота Шамаша (фото: StevanB)


В город вело не менее пятнадцати ворот. Одни из них, Ворота Нергала (Нергал — шумеро-аккадское божество) в северной части стены, были роскошно украшены. Их фланкировали гигантские статуи крылатых быков с человеческими головами. Отсюда к дворцовому холму Куюнджику шла мощеная царская дорога.


38b2a6ee848fb2cf8383ba2341f18433.jpg

Крылатый бык из Ниневии


В северо-западной части нижнего города, неподалеку от Ворот Сина и Ворот Машки располагался оживленный квартал ремесленников и богатый район, в котором найдены внушительных размеров дома с обширными внутренними дворами.

После смерти Синаххериба строительство в городе велось с гораздо меньшим размахом. Цари Асархаддон (680-669 гг. до н. э.) и Ашшурбанапал (668-627 гг. до н. э.) продолжали застраивать Тель Неби-Юнус, второй холм Ниневии, где еще во времена Синаххериба был возведен имперский арсенал. Однако бóльшая часть начатых там в середине VII века работ не были завешены.

Дворец Ашшурбанапала неподалеку от северной оконечности Куюнджика был в целом скромнее, чем постройки его деда Синаххериба. Однако до нас дошли выдающиеся художественные памятники — украшавшие его рельефы, в том числе изображающие царскую охоту на львов. 


Sculpted reliefs depicting Ashurbanipal, the last great Assyrian king, hunting lions, gypsum hall relief from the North Palace of Nineveh (Irak), c. 645-635 BC, British Museum

Охота на львов, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)


Еще один из найденных рельефов, датируемый примерно 645 г. до н. э., изображает царский заповедник, орошаемый с помощью высокого акведука. На рельефе изображены и отдельные инженерные сооружения, такие как дамба и акведук, служившие для создания популярных со времен Синаххериба садов и парков. Сравнительно недавно была высказана гипотеза о том, что знаменитые Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, на самом деле располагались не в Вавилоне, а в ассирийской Ниневии.


nineveh-garden.jpg

Sculpted reliefs depicting Ashurbanipal, the last great Assyrian king, hunting lions, gypsum hall relief from the North Palace of Nineveh (Irak), c. 645-635 BC, British Museum

Царский заповедник с висячими садами, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)


Также при раскопках Северного дворца было обнаружено около 24000 клинописных табличек, составлявших так называемую Библиотеку Ашшурбанапала. Это бесценный источник по истории Месопотамии, включающий в себя архивные документы, учебники и тексты религиозного содержания.


Библейские источники

В Библии Ниневия неоднократно упоминается в политическом и религиозном контексте. При этом ее описания носят как легендарный, так и вполне реальный характер.

В книге Бытия (Быт 10:11-12) о ней повествуется как об одном из крупнейших городов Месопотамии. Ее основателем называют Нимрода, правнука Ноя. Слава древней Ниневии, вероятно, лучше всего отражена в книге Ионы, где говорится о том, что город будет помилован, а не разрушен. Упоминая о поразительной величине города, автор пишет, что требуется «три дня ходьбы», чтобы обойти ее (Ион. 3:3). Это, скорее всего, не точное описание, а символическая формула, подобная сообщению о том, что Иона провел три дня во чреве кита. С другой стороны, реальное скопление людей и домашних животных в городе во времена осады Ниневии позволило для характеристики численности населения использовать такую цифру как «более ста двадцати тысяч человек <...> и множество скота» (Ион 4:11).


138.Jonah_Preaches_to_the_Ninevites.jpg

Иона проповедует в Ниневии, гравюра XIX в.


Мусульмане полагают, что могила Ионы находится на холме Неби-Юнус (в переводе с арабского — «холм пророка Ионы»); тесная связь пророка с Ниневией подтверждается в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф.12:41, Лк.11:30,32), где говорится, что жители ассирийской столицы, «ниневитяне», среди которых проповедовал Иона, воскреснут в день страшного суда, чтобы осудить поколение, отвергнувшее Иисуса.

Другие библейские упоминания о Ниневии более историчны. Два из них повествуют о том, что Ниневия была резиденцией Синаххериба (4Цар.19:36; Ис.37:37), а еще в одном месте говорится, что царь был убит именно здесь собственными сыновьями (4Цар. 19:36-37).

Большой интерес представляет собой видение Наума, в котором предсказывается ниспровержение Ниневии. Несмотря на то, что книга была написана уже после самого события, вероятнее всего, в ахеменидский период (VI-IV в. до н. э.), она носит отпечаток живого свидетельства падения города. Автор рисует яркую картину катастрофы: «множество убитых», «груды трупов» в «городе кровей» (Наум 3:1-3). По-видимому, это нельзя считать гиперболой, так как факт трагической гибели города подтверждается археологическими данными. Во время сравнительно недавних раскопок в Ниневии у ворот Халзи обнаружены беспорядочно разбросанные и переплетенные между собой человеческие останки.


Падение города

Вавилонская хроника указывает, что Ниневия пала в середине лета 612 г. до н. э. после трехмесячной осады. Тот же самый источник сообщает, что покоривший город вавилонский царь Набопаласар (625-605 гг. до н. э.) находился вместе с придворными во дворце в Ниневии, после чего вернулся на родину, привезя туда пепел с развалин ассирийской столицы.

Некоторую информацию о городе сообщует древнегреческий историк Геродот. Он рассказывает о походе союзника Набопаласара, мидийского царя Киаксара, на Ниневию, но подробностей разрушения города не приводит. Согласно римскому историку Диодору Сицилийскому (конец I в. н. э.), Ниневия пала после продолжительной трехлетней осады, когда воды Евфрата разлились и пробили брешь в городских стенах. В действительности ни Тигр, ни ошибочно упомянутый Диодором Евфрат, никогда не разливаются в середине лета. При этом и в книге пророка Наума настаивается, что ключевую роль в событиях, сопутствовавших разрушению Ниневии, сыграло наводнение: «речные ворота отворяются, и дворец разрушается» (Наум 2:6). Вероятно, речь идет не о самом дворце, а о каком-то менее значительном комплексе, расположенном у подножия холма. Если Ниневия действительно «превратилась в пруд» (Наум, 2:7, 9), то можно предположить, что виной тому вышедшие берегов воды реки Хоср и многочисленных каналов Ниневии из-за открытия дамб. Так или иначе, город был не просто разрушен; его падение сопровождали почти ритуальные обряды уничтожения (затопление и вывоз пепла). Нечто подобное совершил царь Синаххериб в Вавилоне за 77 лет до этого.


Fall_of_nineveh.jpg

"Падение Ниневии", гравюра 1829 г.


Тем не менее, Ниневия впоследствии вновь возродилась, хотя уже никогда не достигала своего прежнего положения. В последние столетия до нашей эры и в первые века нашей эры на ее месте существовал небольшой эллинистический город, а затем, после некоторого перерыва, — парфянское и римское поселения. Эти места оставались заселенными вплоть до исламской эпохи, после чего центр города переместился за реку, где возник средневековый Мосул.