САМАРРА
19.06.2018

САМАРРА

Города древности

Самарра (Samarra) — современный город в Ираке, расположенный примерно в 120 км севернее Багдада, на восточном берегу Тигра, и одноименный древний телль, эпонимный памятник самаррской археологической культуры.

Данная территория была заселена людьми ещё в глубокой древности — археологические раскопки позволяют говорить о том, что уже на рубеже VI-V тыс. до н. э. здесь существовало поселение, жители которого являлись носителями самобытной культуры, во многом являвшейся предшественницей убейдской культуры. Своё название самаррская археологическая культура получила благодаря открытиям Эрнста Херцфельда, совершённым во время раскопок в Самарре в начале ХХ в. Много ценных сведений об этой культуре археологи почерпнули в ходе исследований 1950-80-х гг. на памятниках Телль Шемшара, Телль эс-Савван, Телль Сонгор, Ярым-тепе, Чога-Мами и в других местах.

Археологические исследования в Самарре позволили изучить жилую застройку, которая состояла из домов с плоской крышей и укреплёнными контрофорсами стенами, выстроенных из сырцового кирпича и состоявших из нескольких помещений, иногда Т-образных в плане. Все постройки располагались в городском пространстве таким образом, что их углы были ориентированы по сторонам света. Примечательно, что в строительстве домов использовался стандартизированный кирпич-сырец, изготовленный в деревянной опалубке.

Рядом с домами, а в некоторых случаях под полами зафиксированы погребения, совершённые в неглубоких ямах, порой с применением камня. Погребённые покоились в скорченном положении на боку, тела были завёрнуты в плетёные циновки из тростника со следами обмазки битумом. Встречены детские погребения в кувшинах или в небольших глиняных мисках, а также кенотафы.


Ndjk89J.jpg


Самаррская керамика, зона распространения которой простирается и в верховья Евфрата, отличается высоким уровнем исполнения и более качественным обжигом, чем керамика предшествующей эпохи. Среди керамических сосудов встречаются достаточно натуралистично выполненные изображения животных и людей, а также сложные формы композиций в виде геометрических узоров. При росписи используется широкий диапазон оттенков: от серо-зелёного и красно-коричневого до чёрного, рисунки нанесены на светлый фон.

Во время раскопок обнаружено немало женских статуэток, выполненных из камня и терракоты, некоторые из них раскрашены. Эти фигурки имеют подчёркнуто крупные глаза и высокие причёски.


mesopotamia01.jpg


О материальной культуре древней Самарры также можно судить по деревянным, костяным, каменным изделиям (в том числе, посуде и печатях). Найдены и металлические бусы, а также нож из меди.

Основу хозяйства Самарры составляло животноводство и земледелие, в том числе, зафиксированы первые попытки внедрения искусственного орошения плодородных земель. Носители этой культуры занимались выращиванием льна, разведением овец и коз. Важное место в их жизни занимала охота на газелей, онагров и оленей, а также рыбная ловля.

Опираясь на обширные археологические материалы, исследователи самаррской культуры прослеживают её взаимодействие с хассунской культурой, которая развивалась синхронно, а также с халафской и убейдской культурами на позднем этапе существования. Не вызывает сомнений тот факт, что благодаря самаррской культуре сформировался комплекс культурных и хозяйственных достижений, ставших прочным фундаментом для последующего развития месопотамской цивилизации.