УБЕЙД
22.06.2018

УБЕЙД

Города древности

Телль-эль-Убейд (Tell al-’Ubaid) — многослойный телль VII-IV тыс. до н. э. в иракской провинции Ди-Кар, неподалеку от древнего города Ура, давший название целому периоду истории Месопотамии.


3c9914daa79e272bb990d70efac61310.jpg


Эль-Убейд — это невысокий телль размерами примерно 300×500 м, состоящий из нескольких холмов, под одном из которых были найдены остатки храма, а под вторым — древний некрополь.


Tel Ubaid


Научный мир узнал о холме эль-Убейд благодаря молодому английскому ассириологу Генри Реджинальду Холлу, возглавившему археологическую экспедицию в Месопотамию по воле случая. Ему пришлось заменить заболевшего Леонарда Кинга, который изначально должен был руководить раскопками. Зимой 1918-1919 гг. экспедиция начала свою работу сразу в двух крупных городах древности — в Эриду и Уре, параллельно молодого руководителя раскопок интересовал и поиск других интересных археологических объектов. Одним из таких объектов стал невысокий холм примерно в 7 километрах западнее Ура, который арабы называли «Телль эль-Убейд». И вскоре Генри Холла ждало потрясающее открытие — руины храма середины III тыс. до н. э., интерпретированного исследователем как древнейшего в Месопотамии. Находка произвела огромное впечатление ещё и благодаря своей хорошей сохранности, поскольку храм сохранил свой первоначальный облик и не пострадал от перестроек в более поздние времена.


index.jpg

Храм Нинхурсаг (реконструкция)


Храм возвышался на площадке, укреплённой стенами из обожженного кирпича, подняться на которую можно было по массивной лестнице из крупных кусков известняка. С обеих сторон лестницу обрамляли выполненные в натуральную величину из битума и покрытые медью скульптуры львиных голов с выразительными разноцветными глазами из яшмы и стеатита.


tumblr_p1qu1cQiKX1v3lyl7o1_500.jpg


Кроме того, встречались и фигурки меньшего размера, изображающие быков и изготовленные из битума, древесины и меди.


British Museum Copper Bull


Вход в святилище украшал крупный рельеф, на котором был изображён орёл со львиной головой, держащий двух оленей в своих когтях.


Ubaid-Temple-Ancient-Mesopotamia.jpg


Перед храмом располагался сложенный из обожжённого кирпича алтарь со знаком богини Нинхурсаг, являвшейся верховным божеством этого города.

Открытия Ганри Холла произвели огромное впечатление на всех, кто хотя бы немного интересовался историей Древнего Востока, однако исследования пришлось свернуть по причине нехватки средств на продолжение работ. И только в 1922 г. американский археолог Джордж Байрон Гордон, руководивший музеем археологии и антропологии Пенсильванского университета, направил в Британский музей предложение о создании совместной экспедиции. Вскоре после этого археологи возобновили исследования в Месопотамии под руководством известного английского археолога Леонарда Вулли.

Разумеется, приступая к раскопкам, Леонард Вулли испытывал большой интерес к находкам своих предшественников, сделанным на холме эль-Убейд, и прежде всего его интересовал тот самый «древнейший» месопотамский храм. Сохранность постройки позволяла достаточно достоверно воссоздать архитектуру этого сооружения. Вскоре сотрудникам объединённой британо-американской экспедиции удалось совершить не менее яркие открытия, но первым делом Леонард Вулли продолжил раскопки храма богини Нинхурсаг, частично исследованного Генри Холлом.

Возобновив исследования в храме, археологи обнаружили две деревянные колонны высотой 3 метра, инкрустация которых была выполнена перламутром, сланцем и красным камнем, а также ещё несколько пальмовидных колонн с обшивкой из тонких листов меди и обшитые медью брусья.


c57075f0d766c8b63730a77f165e12e2.jpg


В этой части храма, между храмовой лестницей и дальним краем площадки, были размещены четыре медные статуи быков, изображённых стоя, с обращёнными назад головами.

Здесь же были найдены зооморфные рельефы, которые располагались параллельно стене святилища, а также фрагменты мозаичного фриза.


Ubaid-ducks-frieze.jpg

Ubaid-bull-frieze.jpg


Интересная находка ждала учёных и под фундаментом, где были обнаружены две фигуры тельцов, выполненные из известняка и использовавшиеся, вероятно, в качестве опор для трона, на котором восседала статуя божества.


Tell-al-Ubaid-Temple-of-Ninhursag-Isometric-reconstruction-Early-Dynastic-period.ppm.png

Храм Нинхурсаг (реконструкция)


Новые раскопки святилища в эль-Убейде дали ответ на вопрос, касающийся времени его строительства. На одном из найденных камней фундамента было вырезано имя и титул Аанепады — одного из царей Первой династии Ура, который жил и правил приблизительно в середине III тыс. до н. э.

Ещё одно важное открытие экспедиция Леонарда Вулли совершила на втором холме эль-Убейда, примыкавшем к храму и имевшем меньшие размеры. Здесь оказалось сконцентрировано большое количество захоронений, практически лишённых инвентаря, — в могилы клали практически исключительно керамическую посуду. По мнению Леонарда Вулли, некрополь Убейда относился к тому же времени, что и храм, так как чаще всего территория, расположенная близ храмов и святилищ, использовалась для погребения умерших. Поэтому исследователи датировали кладбище эпохой Первой династии царей Ура.


54645.jpg

lou452.jpg

lou452.jpg

AN1613033839_l.jpg


Керамика самых разных типов, обнаруженная при раскопках некрополя, стала прекрасным хронологическим маркером и помогла найти ответы на многие вопросы о происхождении носителей убейдской культуры.

Очень характерны статуэтки убейдской культуры, изображающие женщин. Южноубейдская мелкая пластика представлена вытянутыми стоячими статуэтками с рептилиеобразной формой головы, североубейдская — продолжает халафские традиции.


MesoLizardHeaded.jpg


Дополнительные материалы были получены в 1937 г., когда изучением Телль эль-Убейда занялись Сетон Ллойд и Пинхас Делуга, продолжившие раскопки храма Нинхурсаг.

Тщательный анализ всех имеющихся данных позволил исследователям эль-Убейда разобраться с проблемой происхождения обнаруженной здесь глиняной посуды. Люди, впервые поселившиеся на данной территории, принесли с собой стиль и формы керамики, характерные для их прежнего места проживания. Вероятно, родиной этих первых поселенцев являлся Элам, сходство с керамикой которого прослеживается достаточно ярко. Судя по всему, мигранты именно из этого региона заселили в V тыс. до н. э. плодородную долину реки Евфрат. Это были земледельцы, применявшие мотыги в процессе обработки почвы. Они размалывали зерно с помощью ручных жерновов и каменных ступок, делали серпы из обожжённой глины и к тому моменту уже владели искусством тонкой обработки камня. Именно эти люди создали убейдскую культуру, предшествовавшую появлению шумерской цивилизации.


13.JPG

Глиняные топор, серп и изогнутый гвоздь


С развитием культуры, торговли и совершенствованием методов земледелия, эль-Убейд переживает расцвет, что подтверждается ростом храмового строительства. В этот период долина Тигра становится центром притяжения нового населения, которое постепенно начинает осваивать новые территории и продвигается вверх по Тигру и Евфрату. Так убейдская культура распространилась на огромную территорию, оказывая влияние на развитие всей Месопотамии.