Кафедра библейской истории и археологии
Кафедра библейской истории и археологии

Образованный человек — наш с вами современник! — обычно имеет неплохие, хотя зачастую довольно общие представления о древних цивилизациях. Историю Древнего мира преподают как в средней, так и в высшей школе. Конечно, на фоне образовательных реформ система этих знаний теперь даётся не столь цельно, как это было ещё несколько десятилетий назад, однако, мало найдется людей, которые совсем ничего не знают о Древних Египте, Месопотамии, Греции или Риме... Образованный человек даже может знать о том, что «история начинается в Шумере», но знает ли он где она заканчивается?.. Знает ли он о том, что цивилизация Древнего Египта в среднем на 1000 лет отстает от цивилизаций Месопотамии? И что последних несколько? Следуя европоцентрическому взгляду, он особо выделяет цивилизации Древних Греции и Рима, и не понимает, насколько тесно они были взаимосвязаны с цивилизациями Древнего Востока. И наоборот — много ли знает современный образованный человек о том коренном цивилизационном сломе, который происходил на Востоке после походов Александра Македонского и породил особую и очень яркую культуру? Эллинистический Восток — это колыбель восточного христианства, ветвью которого является и Русская цивилизация. Хорошо зная историю Древнего Рима, много ли мы понимаем в истории римских Сирии и Палестины? Римская Иудея — ключевой регион, из которого начал исходить Свет, полностью изменивший цивилизационный облик планеты Земля. Много ли мы знаем о ней? А о Древнем Израиле эпохи первых библейских текстов? Пусть Древний Израиль кому-то не близок и не интересен, спросим себя о регионах более «близких». Понимаем ли мы, что происходило в библейские времена на Кавказе, в Северном Причерноморье и Крыму, в Южнорусских степях, где ныне раскинулись такие регионы нашей страны, как Ростовская область, Краснодарский край, Ставрополье и Калмыкия?

Древний мир очень многолик. Народы и культуры его разнообразны — какие-то изучены и поняты нами хорошо, какие-то изучены недостаточно, часть же из них остается для современного наблюдателя совершенно таинственными. Проблема неполноты наших знаний о древних цивилизациях дополняется ещё и тем, что сам процесс познания подвержен различного рода искусственным, отчасти субъективным фокусировкам. Хорошим примером здесь может служить повышенное внимание к истории Древних Греции и Рима, что само по себе справедливо, однако не однозначно с точки зрения познания других цивилизаций Древнего мира.

Новая кафедра Московского Православного института — Кафедра библейской истории и археологии, учрежденная в 2018 г. совместно с Центром палеоэтнологических исследований, — призвана предложить несколько иной, свежий взгляд на историю Древнего мира. Во главу угла нами положены два подхода. Во-первых, цивилизационный — для изучения истории как в горизонтальном, географическом отношении, так и в вертикальном, хронологическом. Во-вторых, междисциплинарный подход — как основа изучения и преподавания истории древних цивилизаций по данным самых разных наук (письменной истории и археологии, этнографии, исторической географии, филологии и лингвистики, физической антропологии и генетики). В центре внимания лекторов всегда будут конкретные древние народы, — потомки многих из них живут и в наши дни! — которые часто оказываются «потерянными» при традиционном взгляде на историю Древнего мира.

Студенты Кафедры библейской истории и археологии МПИ, которые будут обучаться по направлению «Народы и культуры библейских цивилизаций», получат уникальную возможность взглянуть на историю Древнего мира по-новому, изучить основы древних языков, приобрести навыки самостоятельного анализа различных аспектов исторического процесса в древности — этнического, социокультурного, политического, экономического, духовного и многих других. Нет сомнений в том, что довольно широкие географические и хронологические рамки — а это Ближний Восток и сопредельные регионы (за исключением Индии и Китая!) в период от самых древних веков до первых столетий христианской эры — позволят в полной мере реализовать учебный и исследовательский потенциал молодых историков.