Посмертные ритуалы над предками у Чинча
29.07.2022

Посмертные ритуалы над предками у Чинча

Древние жители Перу пытали реконструировать своих предков с помощью стеблей тростника

Древние жители Перу реагировали на разграбление могил своих предков весьма необычным способом – они пытались восстановить потревоженные скелеты при помощи тростниковых столбов. Свидетельства этого обряда обнаружили археологи Университета Восточной Англии, исследовавшие древние погребения в долине Чинча.

Приблизительно в 1000-1400 гг. долина Чинча являлась центром распространения самобытной культуры Чинча. Королевство Чинча процветало и сохраняло обособленный статус даже во времена господства инков, с которыми был заключен союз. Благодаря особенностям географического положения в долине активно разwвивалось земледелие и рыболовство, здесь проходили важные торговые пути, ведущие к тихоокеанскому побережью. Для культуры Чинча характерны глинобитные сооружения, примеры которых обнаружены при раскопках в Ла-Сентинеле. Упадок Чинчи начался в 30-е гг. XVI в. с приходом европейцев, которые начали ломать прежние устои и насаждать новую религию – в долине Чинча была основана католическая миссия. Колонизация привела к стремительному сокращению численности населения в результате голода и эпидемий, а также к разграблению и уничтожению культурного наследия.


а) чульпа с тростниковой крышей в) образец чульпы из камня в долине Чинча с) пример внутренней платформы в разрушенной чульпе d) чульпа из камней и глины

В журнале Antiquity опубликованы результаты исследования, в рамках которого ученые проанализировали около двухсот погребений, датируемых временем заката империи инков и начала европейской колонизации. Агрессия со стороны колонизаторов обернулась не только разрушением привычного уклада, но и осквернением могил предков, которые воспринимались завоевателями как источник золота и драгоценностей. Письменные источники донесли до наших дней упоминания о том, что испанцы вскрыли множество захоронений в долине с целью наживы. Обнаружив позвонки, нанизанные на стебли тростника, археологи пришли к выводу, что местное население пыталось реконструировать тела своих предков. По мнению доктора Джейкоба Л. Бонгерса, телесная неприкосновенность имела особое значение для обитателей Анд, поэтому восстанавливая потревоженные и поврежденные грабителями останки, они могли пытаться вернуть силу предков.

Большинство нанизанных на стебли тростника позвонков зафиксировано в традиционных погребальных сооружениях культуры Чинча – чульпас. Анализ образцов костей и мягких тканей показал, что позвонки были нанизаны на тростник спустя какое-то время после первоначального захоронения – обнаруженные куколки насекомых свидетельствуют о том, что останки находились на открытом воздухе, прежде чем их снова похоронили. Это может означать, что после того, как погребения были потревожены, люди возвращались, чтобы восстановить своих соплеменников или предков.


В общей сложности исследовано 664 погребения в 88 чульпас, а также обнаруженные за пределами гробниц. Из них 192 образца – это позвонки и черепа, нанизанные на стебли тростника, длина которых составляла от 10 до 51 см. В некоторых случаях на стебли помещали один позвонок, в некоторых – несколько, причем позвонки были нанизаны не в анатомическом порядке и происходили из разных отделов. Большая часть образцов – останки взрослых людей, зафиксированы также останки детей и подростков. Следы обработки каким-либо орудием не выявлены – скорее всего, это связано с тем, что позвонки собирали на той стадии разложения, когда мягкие ткани не являлись препятствием для разъединения костей. Радиоуглеродный анализ костного материала и фрагментов тростника показал даты в интервале между 1450 и 1640 гг., что вполне соотносится со временем колонизации.

Еще одним аргументом в пользу озвученной гипотезы является то обстоятельство, что позвонки на тростниковых столбиках найдены, преимущественно, в разграбленных могилах. Однако, доктор Бонгерс отмечает, что нельзя исключать и другие версии. Возможно, разделенные и нанизанные на стебли позвонки могут быть элементами некоего ритуального действия, символами статуса или даже трофеями. Нельзя исключать и предположение о том, что эти конструкции могли использоваться для транспортировки останков. Ответы на эти и другие вопросы могут дать дальнейшие исследования. Главным результатом проекта, по мнению исследователей, является доказательство того, что даже после биологической смерти социальная жизнь древних индейцев Чинча не заканчивалась.

Источник: https://archaeologynewsnetwork.blogspot.com/2022/02/threaded-bone-rituals-restored-dignity.html

а) чульпа с тростниковой крышей в) образец чульпы из камня в долине Чинча с) пример внутренней платформы в разрушенной чульпе d) чульпа из камней и глины