АБИДОС
Абидос — один из древнейших и наиболее значимых городов Египта, расположенный на левом берегу Нила неподалеку от нескольких современных селений, таких как эль-Араба-эль-Мадфуна и эль-Бальяна. Абидос — греческое название города, его древнеегипетское имя — Абджу. Абидос находился на территории VIII нома Верхнего Египта, столицей которого считается до сир пор точно не локализованный город Тин (др.-егип. Чени).
Храм Сети I в Абидосе, фото до 1923 г.
Абидос/Тин был одним из центров, вокруг которого начался процесс складывания древнеегипетского государства, именно отсюда происходили первые египетские цари-объединители. В районе Абидоса располагался некрополь 0—II династий (3150–2727 гг. до н. э.), в том числе гробницы таких знаменитых правителей как Нармер (в царствование которого, по мнению многих исследователей, завершился процесс объединения Египта в единое централизованное государство), Ден, Джер и последний правитель II династии Хасехемуи. Здесь же были найдены древнейшие памятники египетской письменности — костяные таблички и глиняные печати с именами первых царей и обозначениями культовых центров.
Начиная с I династии в Абидосе существовал культ древнего бога в облике шакала — Хентиментиу, а уже в конце Древнего царства (не ранее 2450 г до н. э.) надписи называют Осириса владыкой Тинитского нома и, реже, собственно Абджу. На рубеже III и II тыс. до н. э. Абидос становится важным центром почитания синкретического божества Осириса-Хентиментиу, а с эпохи Среднего царства — главным культовым центром Осириса в Египте. Так, одна из древнейших гробниц, построенная для царя Джера, стала считаться гробницей Осириса. На ежегодные ритуальные празднества, связанные со смертью и воскресением Осириса, в Абидос съезжались многочисленные паломники со всего Египта. Торжественная процессия, несущая статую Осириса, отправлялась от главного храма Осириса в древнюю гробницу, разыгрывая по пути знаменитые осирические мистерии. В гробнице статуя церемониально захоранивалась, а после уже возрожденное божество с соответствующими почестями возвращалось в храм.
Северная стена святилища Осириса в храме Сети I (автор фото: А. Плаксин)
Самыми знаменитыми постройками Абидоса можно назвать хорошо сохранившиеся храмы фараонов XIX династии Сети I (1292–1278 гг. до н. э.) и Рамсеса II (1279–1213 гг. до н. э.), а также относящуюся ко времени II династии сложенную из сырцового кирпича «ограду» храмового комплекса царя Хасехемуи почти 11-метровой высоты, которую первые исследователи считали крепостью этого фараона.
Современный археологический памятник Абидос можно условно разделить на три основных географических района: Северный, Центральный и Южный.
Карта археологического памятника Абидос
Северный Абидос
Северный Абидос включает в себя такие памятники как Умм-эль-Кааб (древнейший некрополь) и расположенный поблизости современной деревни Бени-Мансур археологический комплекс Ком-эс-Султан, включающий «ограды» — остатки царских заупокойных комплексов, т. н. храм Осириса-Хентиментиу и частные молельни.
Поселение на границе пустыни и культивируемых земель возникло ещё в додинастические времена. Большинство сырцовых сооружений и отдельные фрагменты каменных архитектурных деталей, которые сохранились на территории памятника, традиционно отождествляют с развалинами храма, первоначально посвященного местному божеству в облике шакала Хентиментиу, а с эпохи XII династии (около 1991−1802 гг. до н. э.), — синкретическому Осирису-Хентиментиу. По мнению некоторых исследователей, объединение культов этих божеств произошло даже раньше, в конце Древнего царства. Предполагается, что храм, как и большинство построек того времени, был сооружен из сырцового кирпича с использованием отдельных архитектурных деталей из камня.
Первые раскопки были предприняты многочисленными отрядами рабочих основателя египетской Службы древностей, французского археолога Огюста Мариетта. Знаменитый английский археолог У. М. Флиндерс Питри, проводивший в 1902–1903 гг. более систематические раскопки в северной части телля, обнаружил ряд сырцовых сооружений культового характера, которые он связал с большим храмом Осириса.
Современный этап исследований в районе Северного Абидоса начался в 1979 г., когда Пенсильванско-Йельская экспедиция во главе с Д. О’Коннором и В. К. Симпсоном организовала здесь первые работы. В 1991 г. было решено запустить Проект по изучению поселения в Северном Абидосе под эгидой Пенсильванско-Йельской экспедиции во главе с М. Адамсом.
К сожалению, разновременность, фрагментарная степень сохранности построек, а также тот факт, что большая часть памятника уходит под территорию современной деревни, до сих пор не позволяют археологам четко определить границы и планировку храма Осириса-Хентиментиу.
Имеющиеся в распоряжении исследователей археологические данные достаточно противоречивы. Так, один из ведущих современных специалистов в области египтологии Барри Кемп предложил теорию, согласно которой провинциальные храмы в эпоху Древнего царства были достаточно скромны и не обладали формальными постройками, аналогичными столичным царским храмовым комплексам. Лишь только ко времени Среднего царства на месте древних небольших святилищ и молелен стали возникать более внушительные строения. Кроме того, Б. Кемп предположил, что раскопанные У. М. Флиндерсом Питри культовые постройки не принадлежали храмовому комплексу Осириса, поскольку культ Осириса даже в эпоху Нового царства продолжал носить неформальный, народный характер. В Северном Абидосе не существовало храма Осириса, сопоставимого с теми, в которых этого бога чтили в облике почивших царей (т. е., абидосскими храмами Сенусерта III (1872-1852 гг. до н. э.), Яхмоса (1550–1525 гг. до н. э.) и Сети I).
Д. О’Коннор также полагает, что обнаруженные Питри строения не относятся к главному храму Осириса-Хентиментиу, а являются молельнями, возведенными для царского Ка. Сам же храм Хентиментиу (или Осириса) может располагаться рядом с (или под) позднейшими каменными структурами фараона XXX династии Нектанеба.
Действительно, к востоку от некрополя Северного Абидоса располагается большое количество культовых построек, известных как молельни для Ка (хут-Ка) отдельных царей и вельмож и сооружавшихся обычно вблизи больших храмов. Службы, которые проводили в подобных молельнях, были призваны обеспечить Ка их владельцев пропитанием, гарантирующим продолжение существования в ином мире.
Молельни для Ка (реконструкция)
Самые древние артефакты, найденные на месте раскопок, относятся к эпохе I династии. Начиная же со времени царя Хуфу-Хеопса (а именно здесь У. М. Флиндерс Питри нашел одно из немногих его портретных изображений — миниатюрную статуэтку из слоновой кости) практически все египетские правители оставляли памятники, свидетельствующие об их присутствии в этом месте. Известны каменные молельни для Ка фараона Пепи II (2254–2194 гг. до н. э.).
Статуэтка Хуфу (Хеопса) из Абидоса (автор фото: Jon Bodsworth)
В эпоху Среднего царства на месте более древних строений были возведены молельни XI–XIII династий. Археологи смогли идентифицировать молельни, принадлежавшие Ментухотепу I (2119–2103 гг. до н. э.), Ментухотепу II Санхкара (2046–1995 гг. до н. э.), Сенусерту I (1956–1911 г. до н. э.).
От эпохи Нового царства сохранились молельни Аменхотепа I (1525–1504 гг. до н. э.), которые тот воздвиг для своего Ка и Ка своего отца — фараона Яхмоса. Самая поздняя известная молельня Нового царства принадлежала фараону Рамсесу IV (1151–1145 гг. до н. э.).
От Позднего периода сохранились руины молельни фараона XXVI династии Амасиса (Яхмоса II, 570–526 гг. до н. э.).
С расширением культа Осириса в эпоху Среднего и Нового царства значительно возросло количество его последователей, многие из которых стремились в Абидос. Согласно египетским религиозно-мифологическим представлениям, голова Осириса, убитого и разрубленного на части родным братом Сетом, была захоронена именно в этом городе. У кенотафа Осириса проводились обряды и мистерии, рос поток паломников, многие из которых сооружали собственные молельни (часто ошибочно называемые кенотафами, хотя они и не являлись погребальными сооружениями, реальными или символическими) или устанавливали стелы вблизи от храма божества, дарующего вечное возрождение своим последователям.
С эпохи Среднего царства и вплоть до греко-римского времени популярным местом для погребения представителей разных слоев египетского общества становится Северное кладбище. Обширный, еще не до конца исследованный некрополь занимает территорию около 50 га. Прежде это место, расположенное рядом с царским раннединастическим некрополем, считалось священным и оставалось запретным для захоронений на протяжении почти 700 лет, вплоть до времени XI династии (около 2134–1991 гг. до н. э.).
Раскопки на некрополе были начаты Огюстом Мариеттом в 1858 г., однако систематическое его изучение предпринял лишь У. М. Флиндерс Питри в 1899 г. Среди прочих археологов, в последующие годы работавших на памятнике, следует упомянуть Томаса Пита и Джона Гарстанга. Этот период археологического изучения Северного некрополя завершился раскопками Генри Франкфорта в 1925–1926 гг. Наконец, подлинно научные исследования начались на Северном кладбище совместной Пенсильвано-Йельской экспедицией лишь после 1966 г.
Самые ранние погребения Среднего царства встречаются в северо-восточной части кладбища, их появление здесь объясняется, главным образом, близостью территории к культовому храму Осириса. Для этого времени было характерно два основных типа захоронений, в зависимости от имущественного положения и социального статуса усопших: гробницы с шахтой и наземной структурой (типа мастабы или молельни из сырцового кирпича) и простые грунтовые могилы.
Согласно последним археологическим исследованиям, через Северный и Центральный некрополь Абидоса, в сторону древнейших захоронений раннединастических царей в Умм-эль-Каабе, которые в более поздние времена считались сакральными, вела дорога процессий. В 1996 г. там был обнаружен храм фараона Тутмоса III (1479–1425 гг. до н. э.).
Центральный (или Средний) некрополь известен также захоронениями вельмож эпохи Древнего царства: в частности, здесь находится мастаба некоего Уни, «начальника Южного Египта».
Большой интерес среди памятников Северного Абидоса представляют остатки обширных заупокойных храмовых комплексов раннединастических правителей, погребенных на некрополе Умм-эль-Кааб. Территориально эти «ограды» примыкают к Ком-эс-Султану. Как и на многих других абидосских памятниках, первые раскопки здесь были проведены еще в 1860-х гг. О. Мариеттом, который, к сожалению, так и не смог определить датировку и предназначение «оград». В 1903 г. английский археолог Э. Р. Айртон датировал памятник Шунет-эз-Зебиб временем фараона Хасехемуи и определил местонахождение «ограды» его предшественника — Перибсена. В 1922 г. здесь копал У. М. Флинерс Питри, который обнаружил ограду царицы Мернейт. Уже во второй половине XX в. (с 1986 г.) на памятнике начала работать совместная экспедиция Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета, музея Пибоди Йельского университета и Института изобразительных искусств Нью-Йоркского университета во главе с Д. О’Коннором и М. Адамсом.
Судя по числу раннединастических захоронений в Абидосе, таких храмовых комплексов должно было бы быть десять, но к настоящему времени идентифицировано только восемь. Хорошо известны «ограды» комплексов царей I династии Джера, Джета и царицы Мернейт, а также последних правителей II династии Перибсена и Хасехемуи.
Подобные погребальные комплексы рассматриваются современными исследователями как далекий аналог Долинного храма — стандартного пирамидного комплекса эпохи Древнего царства, только, в отличие от последнего, они не были непосредственно связаны с гробницей царя. Эти прямоугольные сооружения из сырцового кирпича занимали довольно значительную площадь — от 2500 до 10395 кв. м. Их стены, достигавшие высоты 11 м (как в случае с самой знаменитой оградой комплекса Хасехемуи — Шунет-эз-Зебиб), были оштукатурены и обмазаны белой известкой. Внутри некоторых «оград» археологами были идентифицированы сооружения, имеющие вид небольшого кургана, — возможные предшественники пирамид.
«Ограда» Хасехемуи (автор фото: Л. Тишкина)
В 1991 г. к северо-востоку от ограды Хасехемуи Д. О’Коннором было обнаружено 12 захоронений ладей, похожих на знаменитые захоронения ладей Хуфу (Хеопса) у подножия пирамиды всесильного правителя. Этот так называемый «флот Абидоса» — самые древние из сохранившихся лодок в мире.
Большинство современных исследователей склонны трактовать абидосские храмовые комплексы, в частности, «ограду» Хасехемуи, как непосредственных предшественников заупокойного комплекса Джосера в Саккаре.
Древнейшим археологическим памятником на территории Абидоса является некрополь первых египетских правителей — Умм-эль-Кааб. Это кладбище состоит из трех основных частей: додинастического некрополя U на севере, некрополя B, на котором располагались гробницы царей 0 и первой половины I династии, и гробничных комплексов шести царей и одной царицы I династии и двух царей II династии на юге.
Расположение раннединастических памятников (план-схема)
Первые исследования на некрополе Умм-эль-Кааб начал Э. Амелино в 1895-1898 гг. Флиндерс Питри продолжил раскопки некрополя B в 1899-1900 гг. Некоторые участки кладбища исследовали в 1911–1912 гг. Э. Пит и Э. Навилль. С 1993 г. раскопки здесь проводит Немецкий археологический институт.
Самой важной археологической находкой на некрополе U стало обнаружение в 1988 г. немецким археологом Г. Дрейером гробницы U-j, по предположению ряда исследователей, принадлежавшей царю 0 династии Скорпиону I и датируемой приблизительно 3150 г. до н. э. Именно из этой гробницы происходят древнейшие в Египте письменные памятники.
Одной из самых известных гробниц некрополя B является обнаруженная Э. Амелино и повторно исследованная У. М. Флиндерсом Питри усыпальница царя Джера, уже в эпоху Среднего царства считавшаяся египтянами местом погребения Осириса.
Комплекс фараона Джера
Характерной чертой египетского погребального обряда времени I династии стало использование человеческих жертвоприношений, о которых также свидетельствуют находки на некрополе B.
Центральный Абидос
Древнейшей из построек Центрального Абидоса считается раскопанная не так давно Н. Свилемом и Г. Дрейером ступенчатая пирамида, предположительно, принадлежавшая царю III династии Хуни и известная под местным названием «Синки».
Рельеф из Абидоса, изображающий фараона Сети I в короне Нижнего Египта и его сына, будущего фараона Рамсеса II с быком для ритуального жертвоприношения
В центральной части Абидоса располагаются монументальные строения, датируемые периодом XIX династии, в том числе храмы Сети I и его сына и преемника Рамсеса II, а также так называемый Осирион.
Храм Сети I (автор фото: Л. Тишкина)
Расположенный в километре к югу от Ком-эс-Султана храм Сети I по праву считается самым большим и хорошо сохранившимся монументальным строением в Абидосе.
Храм Сети I (план)
Выполненные из белого известняка изящные рельефы храма, до сих пор сохраняющие изначальную полноту красок, прославляют Сети I, Рамсеса II и уходящую в глубину веков череду их сиятельных предков и всесильных египетских богов, гарантируя царственным владельцам храма надежду на возрождение и вечную жизнь.
Гипостильный зал храма Сети I (автор фото: А. Плаксин)
Величественный храм имеет необычную для египетской архитектуры Г-образную планировку. За сильно разрушенным пилоном располагаются два широких двора.
Гипостильный зал храма Сети I (автор фото: А. Плаксин)
Здание состоит из двух гипостильных залов, соединенных проходами с семью святилищами, посвященными (с юга на север) Сети, Птаху, Ра-Хорахти, Амону-Ра, Осирису, Исиде и Хору. В самом южном святилище, посвященном собственно Сети I, умерший правитель предстает присоединившимся к сонму богов.
Святилище Амона-Ра. Западная стена (автор фото: А. Плаксин)
В шести из семи святилищ на западной стене имеется изображение так называемой ложной двери, через которую божество могло войти в посвященный ему предел.
Святилище Исиды. Ложная дверь на западной стене (автор фото: А. Плаксин)
Единственным исключением служит святилище Осириса — настоящая дверь ведет из него в несколько помещений, в которых разыгрывались сакральные мистерии во славу этого бога. Кульминационной частью разыгрывающегося храмового действа была церемония воздвижения столба Джед (древнейшего осирического символа, гаранта стабильности и возрождения), изображенная на стенах святилища.
Сцена установки столба Джед на западной стене зала Осириса (автор фото: А. Плаксин)
К югу от святилища Сети располагается галерея со знаменитым списком египетских царей (т. н. Абидосский царский список), находка которого в 1864 г. позволила исследователям выстроить последовательность правления египетских царей. Любопытно, что имена «еретических» фараонов XVIII династии: Эхнатона, Сменхкара и Тутанхамона — были исключены из царского списка.
Абидосский царский список (автор фото: А. Плаксин)
Другой выход из второго гипостильного зала ведет в помещение, отведенное для культа Птаха-Сокара и Нефертума.
Храм обнесен обширной стеной (220×350 м), от одного из сырцовых пилонов которой специальная процессионная дорога вела, вероятно, к древним гробницам Умм-эль-Кааба. На территории храмового комплекса сохранились также хозяйственные постройки.
Южная стена святилища Амона-Ра в храме Сети I (автор фото: А. Плаксин)
В северном углу храмовой территории были найдены руины храма, возведенного Сети I в честь своего отца Рамсеса I. После смерти Сети I храм остался неоконченным и завершением строительства этого внушительного памятника занимался уже его сын Рамсес II, украсивший юго-восточную стену первого двора изображением батальных сцен — в том числе знаменитой битвы с хеттами при Кадеше, состоявшейся в 1296 г. до н. э.
Непосредственно за святилищем Осириса располагалось одно из самых значимых сооружений храма — так называемый Осирион, подземное сооружение, символизировавшее гробницу Осириса. В настоящее время Осирион рассматривается большинством египтологов как постройка фараона Сети I.
Осирион (автор фото: Л. Тишкина)
Сложенный из крупных гранитных блоков, украшенных рельефами уже внуком Сети I, фараоном Мернептахом (1213–1203 гг. до н. э.), Осирион имитировал форму типичной царской гробницы эпохи XVIII династии. Попасть внутрь можно было с северной стороны через длинный коридор, украшенный сценами из «Книги врат» и изображениями жертвоприношений. Делая поворот на 90°, коридор через два поперечных зала, украшенными изображениями мифологических сцен, в том числе из «Книги мертвых», подводит к строению с западной стороны.
Раскопки Осириона в Абидосе, 1911 г.
В центре Осириона располагается большой зал, сложенный из блоков красного гранита, с десятью причалами в два ряда, массивные архитравы которого только частично перекрывают сооружение. Посередине зала были установлены две платформы (для саркофага и каноп), окруженные водой, — они имитировали первобытный холм, возникший из пучин хаоса.
Осирион (автор фото: Л. Тишкина)
Соседняя комната планировкой напоминала саркофаг с потолком, украшенным астрономическими знаками и изображениями богини неба Нут, которую поддерживает бог воздушного пространства Шу.
Раскопки Осириона в Абидосе, 1914 г.
Граффити, оставленные на стенах Осириона, свидетельствуют о том, что он пользовался популярностью среди многочисленных древних туристов и паломников, начиная со времени XXI династии и вплоть до римского периода. В птолемеевское время в храме почитали Сераписа, в римскую эпоху — бога Беса. Побывавший здесь на рубеже эр Страбон называл Осирион Мемнониумом. Также греческий историк заметил, что из города, равного по значению Фивам, Абидос превратился в простую деревню.
Западнее храма Сети I некогда располагался храм его сына и преемника Рамсеса II.
Храм Рамсеса II (автор фото: kairoinfo4u)
Рельеф со сценой битвы при Кадеше из храма Рамсеса II (автор фото: kairoinfo4u)
Из храма Рамсеса II происходит еще один царский список, обнаруженный в 1818 г. британским исследователем Уильямом Бэнксом и хранящийся ныне в Британском музее. В нем перечислены фараоны, правившие до Рамсеса II, — всего 76 царских имен.
Фрагмент царского списка из храма Рамсеса II в экспозиции Британского музея
Южный Абидос
Общая площадь Южного Абидоса занимает около 2 кв. км. В додинастическое время здесь находился некрополь, также зафиксированы следы поселений этого периода. Однако наиболее известна эта часть Абидоса благодаря сооружениям фараонов эпохи Среднего и Нового царства.
Погребальный комплекс Сенусерта III включает массивную подземную гробницу и царский заупокойный храм. Первые раскопки храмового комплекса проводились экспедицией Фонда по изучению Египта во главе с Д. Рэндоллом Мак-Ивером в 1899–1902 гг., позже подземную гробницу и мастабы докапывал А. Вейгал. Уже в современный период, в 1994 г., на памятнике работала Пенсильвано-Йельская экспедиция.
Главное место в комплексе Сенусерта III занимает подземная гробница, построенная у подножия пустынной скальной гряды. В погребальной камере, длина которой составляет 170 м, были найдены саркофаг и канопа. Приблизительно в 750 м. от гробницы находится украшенный рельефами погребальный храм Сенусерта III, рядом с которым некогда располагалось достаточно большое поселение, связанное с погребальным комплексом. Египтологи расходятся во мнениях, была ли гробница кенотафом, и где именно погребен Сенусерт III — в Абидосе или Дахшуре.
В 1 км к югу от комплекса Сенусерта III находятся несколько памятников, связанных с фараоном XVIII династии Яхмосом. Среди них — руины большой пирамиды, которую часто называют последней пирамидой египетских фараонов. К пирамидному комплексу принадлежал и заупокойный храм, возведенный из известняковых блоков и сырцового кирпича. Рядом находится небольшое святилище, посвященное супруге Яхмоса I — царице Яхмос-Нефертари.
Второй храм Яхмоса, расположенный на той же оси, что и его заупокойный комплекс, был построен у подножия высоких скал, почти в километре на юго-запад от пирамиды.
Неподалеку находилось также мемориальное святилище бабушки Яхмоса — царицы Тетишери, умершей около 1540 г. до н. э.
На верхнем фото: храм Сети I (автор фото: Л. Тишкина)
Автор статьи — Елена Толмачева
Литература для дополнительного чтения
-
Brovarski E. Abydos in the Old Kingdom and First Intermediate Period II // D. P. Silverman (ed.) For His Ka: Essays Offered in Memory of Klaus Baer. Chicago, 1994. P. 15–44.
-
Calverley A. M., Broome M. F. The Temple of King Sethos I at Abydos. 4 vols. London, Chicago, 1933–58.
-
David R. A Guide to Religious Ritual at Abydos. Warminster, 1981.
-
Dreyer G. Zur Rekonstruktion der Oberbauten der Königsgraber der 1. Dynastie in Abydos MDAIK 1991 (47). S.43—47.
-
Harvey S. The monuments of Ahmose at Abydos // Egyptian Archaeology 1994 (4). P. 3–5.
-
Kemp B. The Egyptian 1st Dynasty royal cemetery // Antiquity 1961 (41). P. 22–32.
-
Kemp B. J. The Osiris Temple at Abydos // MDAIK 1968 (23). P. 138–55.
-
O’Connor D. Abydos: Egypt’s First Pharaohs and the Cult of Osiris (New Aspects of Antiquity). London, 2009.
-
Simpson W. K. The Terrace of the Great God at Abydos. Pennsylvania-Yale Expedition to Abydos. New Haven, 1974.
-
Wegner J. Old and new Excavations at the Abydene Complex of Senwosret III // K. M. T.: A Modern Journal of Ancient Egypt 6 (2), 1996. P. 59-71.
-
Wegner J. Abydos // The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. V. 1. P. 7-12.