БИБЛ
20.12.2016
БИБЛ
Города древности

Библ (греч. Byblos, акк. Губла, Gubla, библ. Гевал, Geval, араб. Джебейль, Jebail) — ханаанейский и финикийский город, находящийся на побережье совр. Ливана, примерно в 60 км к северу от Бейрута.

Поселение здесь появилось здесь не позднее VI тыс. до н. э. и просуществовало до нашего времени с перерывом в эпоху средневековья после гибели города в VII в. н. э. в ходе арабского завоевания.

В III тыс. до н. э. Библ уже был процветающим торговым центром, имевшим связи с Месопотамией, Анатолией и, главное, с Египтом. Библ был крупнейшим экспортером кедра на ливанском побережье, а в Египте был большой спрос на эту ценную древесину.

Уже в первые века III тыс. до н. э. город был обнесен внушительными стенами с двумя воротами. Он имел каменную жилую застройку, и центральное место в нем занимал храм богини Баалат-Гебал («Владычицы Библа»), которую египтяне отождествляли с Хатхор. Воздвигнутый ок. 2800 г. до н. э., этот храм был одним из первых монументальных сооружений Сиро-Палестинского региона.


Библос10.jpg


В конце III тыс. до н. э. Библ был разорен нашествием амореев, но уже в начале следующего тысячелетия город был восстановлен и вскоре вернул себе славу одного из важнейших центров ливанского побережья, в котором процветала торговля лесом, маслом и вином. Возродились контакты с Египтом и были налажены связи с Критом, о которых свидетельствует найденная здесь минойская керамика. На развалинах святилища Баалат-Гебал был возведен новый храм, условно именуемый «Храмом обелисков», поскольку в его внутреннем дворе обнаружено 26 обелисков.

На протяжении всего II тыс. до н. э. Библ продолжал поддерживать тесные связи с Египтом, причем не только торговые, но и политические. В середине XIV в. до н. э. город часто фигурирует в документах из Амарнского архива под своим аккадским названием Губла. Тогда им правил царь Риб-Хадда, в состав владений которого помимо Библа входил ряд небольших приморских городов. Письма Риб-Хадды фараону Эхнатону составляют самый внушительный в Амарнском архиве корпус посланий вассала к своему повелителю. Речь в них идет по большей части о вторжениях и грабежах, учиненных правителями соседнего аморейского царства Амурру. Корреспонденция Риб-Хадды полна жалоб на нежелание египетского владыки оказать ему помощь.

К XII в. до н. э. Библ становится одним из важнейших и богатейших финикийских городов. Ассирийский царь Тиглатпаласар I (1114-1076 г. до н. э.) сообщает, что получил от него, а также от Сидона и Арвада дань в результате своего похода в земли амурру.

В начале XI в. до н. э. Библ всплывает в известном египетском повествовании «Путешествие Ун-Амуна», автор которого, в частности, упоминает о 70 кораблях, стоявших в его гавани. К концу II тыс. до н. э. относится также саркофаг библского царя Ахирама, на котором обнаружена древнейшая надпись, сделанная финикийским алфавитным письмом.

В конце II — начале I тыс. до н. э. Библ по-прежнему процветал благодаря торговле папирусом и экспорту ливанской древесины. Местные каменщики и плотники, славившиеся своим искусством, участвовали в строительстве Первого Иерусалимского храма (середина X в. до н. э.), возведенного царем Соломоном (3Цар. 5:18).

Вслед за этим в истории города начался период ассирийского владычества. Библ был захвачен царем Ашшур-нацир-апалом II (883-859 г. до н. э.) и вскоре после этого примкнул к антиассирийской коалиции, которая, однако, потерпела поражение в битве при Каркаре в 853 г. до н. э. Однако, как и многие другие финикийские города, Библ в значительной степени сохранял независимость и богател, несмотря на необходимость платить дань Ассирии.

После падения Ассирии город оказался под властью Вавилонии, а затем и Персии. По свидетельствам источников, персы укрепили стены Библа. Один из немногих сохранившихся памятников этого времени — известняковая стела с рельефом V или IV в. до н. э., изображающим библского царя в персидском одеянии.

В 332 г. до н. э. город без сопротивления сдался Александру Македонскому, а затем вошел в состав империи Селевкидов. Он был сначала эллинизирован, затем романизирован, и от его финикийского прошлого почти ничего не осталось.


Библос3.jpg

Библос6.jpg

Библос8.jpg

Римские руины Библа


После исламского завоевания в 636 г. город прекратил торговлю с Европой и пришел в упадок. Его благосостояние стало восстанавливаться лишь c конца XI в., когда после захвата Иерусалима крестоносцами (1099 г.) Библ стал военной базой нового Иерусалимского королевства. Остатки крепости, сооруженной крестоносцами, до сих пор возвышаются в центре города.

Фото: Дмитрий Мороз