ДЖЕБЕЛЬ БАРКАЛ
20.02.2018
ДЖЕБЕЛЬ БАРКАЛ
Города древности

Джебель Баркал (араб. جبل بركل — Dschabal Barkal) — главная достопримечательность древнего города Напата. На сегодня Джебель Баркал является одним из крупнейших археологических памятников Судана.

Это отдельно стоящий холм из песчаника, расположенный на западном краю современной деревни Карима, на расстоянии около 1,5 км от правого (северного) берега Нила. Холм возвышается на 104 м от уровня окружающей дневной поверхности и имеет треугольную в плане форму. Общая длина его по периметру около 1 км.

С юго-восточной стороны к нему примыкает несколько храмовых комплексов и царских дворцов, а с западной и северо-западной сторон — древние некрополи и царские пирамиды.

Археологический памятник был впервые описан европейскими и американскими путешественниками после того, как Судан вошел в состав Египта в 1821 году. А первые раскопки здесь начала проводить экспедиция Гарвардского университета и Музея изящных искусств Бостона под руководством Джорджа Эндрю Рейснера между 1916 и 1920 годами.


Судан3.jpg



Джебель Баркал во времена Древнего Египта

Джебель Баркал был признан священным холмом по меньшей мере с середины правления XVIII династии. Около 1504 года до н. э., вскоре после завоевания Нубии, египтяне объявили его главной резиденцией главного египетского государственного бога Амона в Нубии. Здесь Амона изображали как человека с головой барана.

Египтяне называли Джебель Баркал по-разному: «Чистая гора» или «Престолы [Престол] двух земель». Последнее название связано с самым древним титулом Амона — «Властелин престола двух земель». Считалось, что Джебель Баркал является подобием главного храма Амона в Фивах, находящимся за 1260 км (на расстоянии двух-трех месяцев путешествия) вниз по реке.


Судан.jpg


Египтяне — а, может быть, до них и сами нубийцы — воспринимали гору как религиозную святыню из-за необычного отдельно стоящего фрагмента скалы на юго-западной оконечности холма. Под разными углами этот похожий на статую кусок скалы принимает различные формы. С востока он казался египтянам уреем, увенчанным Белой Короной. Урей — это стилиизованная голова кобры с раздутым капюшоном, которая украшала корону фараонов и являлась символом царского могущества. Высокая, выгнутая Белая Корона, которую носила змея, означала власть фараона над южными землями. С противоположной стороны скала выглядела как урей, увенчанный солнечным диском, — это была форма урея бога Амона. С востока скалу можно было принять за стоящего фараона в Белой Короне — или за эрегированный фаллос, что также олицетворяло Амона как бога-творца, дающего земле плодородие. Таким образом, холм воспринимался не только как первозданный участок суши, но и как место обитания урея фараона и главного государственного бога. Это и определило важное религиозное и политическое значение Джебель Баркала.

Вероятно, культовые постройки возникли рядом с горой задолго до египетского завоевания Нубии, но никаких следов святилищ, относящихся к периоду, предшествующему правлению XVIII династии, до настоящего времени не найдено. Самые ранние свидетельства египетского поселения и строительной деятельности относятся к Позднему периоду царствования Тутмоса III. Стела из Джебель Баркала (ныне находящаяся в Бостонском музее), датированная 47-ым годом его правления, является древнейшей надписью, в которой упоминается священная гора. Текст стелы обращен к тем, кто живет на горе, и повествует о недавно построенной египетской крепости, где находился небольшой храм Амону.


Судан7.jpg


Ни один храм в египетской империи не был расположен так далеко от столицы Фив. Несмотря на такую удаленность от Египта, Джебель Баркал, по-видимому, посетили или, по меньшей мере, облагодетельствовали большинство фараонов Нового Царства: от Тутмоса I до Рамсеса II. Периоды строительства храма Амона (B 500) можно уверенно датировать правлениями Тутмоса III, Аменхотепа IV (Эхнатона), Тутанхамона, Хоремхеба, Сети I, Рамсеса II и фараонов XX династии. Надпись на одном из каменных блоков предполагает, что и при XXI династии (в X в. до н. э.) культ в храме все еще отправляли египетские священники, тесно связанные со жречеством в Фивах.


Судан4.jpg


Египетские правители почитали бога, обитавшего в Джебель Баркале, как первобытного творца, который также был их собственным создателем. Они считали необходимым ритуально объединиться с ним, стать Одним Целым с его сущностью, принять от него корону и право на царство с тем, чтобы вернуться в Египет как живое земное проявление бога. Вскоре после того, как была «обнаружена» сакральная природа холма в Джебель Баркале, был возведен храм в Луксоре, в Фивах, в 4 км к югу от Карнака, в котором, как считают некоторые ученые, обитала та же инкарнация бога Амона как творца мира, которая почиталась и в Джебель Баркале. Новый храм в Луксоре позволил фараонам посещать эту инкарнацию главного государственного бога без того, чтобы совершать долгое путешествие на юг и отправлять те же ритуалы, которые совершались в Джебель Баркале.


Судан11.jpg


После упадка Нового Царства в XI веке до н. э., Нубия была оставлена Египтом. Здесь начали править местные династии, в то время как сам Египет разделился на два царства: Северное, управлявшееся из дельты Нила фараоном, и Южное, которым правил Первосвященник Амона в Фивах.

Около 780 года до н. э. династия местных нубийских вождей из Эль-Курру, недалеко от Напаты, объединила под своей властью земли Куша. Подобно фараонам Нового Царства, эти новые правители страны под опекой местного священства стали преданными почитателями Амона из Джебель Баркала. Поскольку этот бог считался альтер-эго Амона из Карнака, они поклонялись также и богу, чьей резиденцией был далекий Карнак. Будучи убежденными в том, что они были сыновьями Амона «от плоти его», кушиты быстро пришли к выводу, что они также являются истинными наследниками египетского престола и что фараоны Нового Царства были их предками. В 750 году до н. э. они уже считали своим долгом воссоединить Напату и Фивы и восстановить империю Египта в тех границах, в которых она существовала во времена Нового Царства.


Судан5.jpg


Когда Фивам стала угрожать коалиция нижнеегипетских правителей, кушитский царь Пианхи повел свою армию на север, чтобы отвести угрозу, а затем, при поддержке жречества Амона в Фивах, он отправился дальше на север. Кушитские войска взяли Мемфис и разгромили войска Нижнего Египта. Тем самым Пианхи воссоединил страну и основал новую XXV «Нубийскую» династию (правившую около 720-660 гг. до н. э.). Созданная им империя теперь простиралась от слияния Голубого и Белого Нила до Средиземного моря.

Кушитские фараоны, которых греки называли «эфиопами» (т. е. людьми с обожжёнными лицами), были этническими нубийцами и действительно имели темную кожу. Несмотря на то, что они не были носителями египетского языка, они были полностью египтизированы и поклонялись египетским богам. Именно им принадлежит заслуга последнего политического и культурного возрождения Египта. Кушиты правили Египтом около шестидесяти лет, пока окончательно не были изгнаны из страны Ассирией, армии которой вторглась в Египет. «Черные фараоны» были вынуждены вернуться в Нубию и править из Напаты.


Судан6.jpg


Несмотря на то, что приемникам XXV династии не удалось восстановить свою власть над Египтом, в Нубии они создали стабильное государство с развитой городской цивилизацией, которое просуществовало еще 1000 лет.

К началу VI века до н. э. нубийские правители переносят столицу в Мероэ, на 275 км юго-западнее Джебель Баркала. Однако «Чистая гора» остается главным религиозным центром страны. Сюда совершаются паломничества, чтобы получить оракул Амона по вопросам войны и мира. Тут ожидают, кого бог изберет правителем. Здесь каждый новый царь, а в более поздние времена — правящая царица — проводят коронационные торжества, и тут же, к западу от горы, многие цари и царицы возводят свои увенчанные пирамидами гробницы.


site_1073_0011-750-0-20151104125110.jpg


На протяжении большей части истории Куша Джебель Баркал оставался важнейшим культовым центром страны, где отправлялись важнейшие государственные ритуалы. После упадка государства Мероэ, на месте памятника многие века находилась христианская деревня и кладбище.


Археологическое открытие Джебель Баркала

В 1821 году Судан был завоеван правителем Египта Мухаммадом Али (1769–1849 гг.), и, как и в древние времена, страна временно превратилась в колониальную провинцию Египта. Во время этого похода несколько иностранцев, сопровождавших египетскую армию, посетили Джебель Баркал и, вернувшись, опубликовали свои путевые заметки, которые открыли миру храмы и пирамиды Судана. Некоторые из этих исследователей в течение 1820-х, 1830-х и 1840-х годов перевезли наиболее крупные статуи с памятника в Британский и Берлинский музеи.


Судан10.jpg


В 1862 году египетский армейский офицер, дислоцированный здесь, нашел несколько стел, содержащих тексты на египетском языке, которые до сих пор остаются основой нашего знания о кушитской истории. Среди них была знаменитая «Победная стела царя Пианхи» (около 747–716 гг. до н. э.), которая теперь находится в Нубийском Музее в Асуане. На ней описываются вторжение кушитского царя и завоевание Египта в 727 году до н. э., что привело к кушитскому правлению в Египте во времена XXV «Нубийской» династии (около 716–661 г. до н. э.). Драматичные события, изложенные на стеле, вдохновили великого итальянского композитора Джузеппе Верди на сочинение знаменитой оперы «Аида».


Джордж Эндрю Рейснер и экспедиция Гарвардского университета и Музея изящных искусств Бостона

Между 1883 и 1898 гг., когда религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла провозгласил себя «Махди» (мессией) и попытался объединить племена западного и центрального Судана против власти Египта, Судан оказался отрезан от остального мира. Страна добилась временной независимости от Великобритании и Египта. Но в 1898 году Судан был вновь завоеван англо-египетскими войсками. В стране началось активное развитие сельского хозяйства, промышленности, строительство Суданской железной дороги. В этот динамичный период начались и первые раскопки в Джебель Баркале.

Особенно успешными стали археологические исследования под руководством Джорджа Эндрю Рейснера, которые спонсировали Гарвардский университет и Музей изящных искусств в Бостоне. В период между 1916 и 1920 гг. работы велись от четырех до пяти месяцев в каждом сезоне. К ним привлекались сотни местных жителей. Экспедиция Рейснера обнаружила множество скульптур и стел с надписями, которые теперь хранятся в Суданском национальном музее и в Бостонском музее изящных искусств. Благодаря раскопкам Рейснера удалось восстановить большую часть истории памятника, начиная с середины второго тысячелетия до н. э. до эпохи средневековья.


Судан9.jpg


Джордж Рейснер также исследовал близлежащие царские некрополи в Эль-Курру и Нури, а в 1921 году переместил свою деятельность на юг, в Мероэ, где в течение следующих трех лет изучил все сохранившиеся царские пирамиды, что позволило ему восстановить имена и приблизительный порядок царствования большей части ранее неизвестных правители Куша с XXV династии до позднеримского периода. Несомненно, это одно из величайших достижений археологии XX века.

Большая заслуга принадлежит также помощнику Джорджа Рейснера Даусу Данхэму (1894–1987), который посвятил большую часть своей жизни публикации незавершенных трудов своего учителя.


Археологическое изучение Джебель Баркала на современном этапе

После раскопок Джорджа Рейснера археологические исследования в Джебель Баркале не велись вплоть до 1973 года, когда итальянская миссия Римского университета Ла Сапиенца под руководством профессора Ф. Серджио Донадони возобновила работу на памятнике. Экспедиция Донадони, работавшая на участках, оставленных археологами в начале XX века без внимания, обнаружила к востоку от горы огромный квадратный дворец, принадлежащий царю Натакамани и его супруге (или матери) Аманиторе, и два ранее неизвестных храма, датируемые примерно серединой I века н. э.


Судан8.jpg


В 1986 году к итальянской миссии в Джебель Баркале присоединилась экспедиция из Бостонского музея во главе с Тимоти Кендаллом, которому в конечном итоге была предоставлена лицензия на продолжение работы в бывшей концессионной зоне Джорджа Рейснера, в то время как итальянская миссия сосредоточила свои усилия на изучении еще не исследованных участков памятника на востоке. Эти две экспедиции продолжают работы на памятнике до настоящего времени.

Осенью 2017 года сотрудники Центра палеоэтнологических исследований посетили Джебель Баркал и провели квадракоптерную видеосъемку памятника.


Судан-Коптер.jpg

Фотосъемка Джебель Баркала с помощью квадракоптера


Фото: Дмитрий Мороз