ИОГАНН ФРИДРИХ БЛУМЕНБАХ (1752-1840)
09.02.2018

ИОГАНН ФРИДРИХ БЛУМЕНБАХ (1752-1840)

Этюды об ученых

Иоганн Фридрих Блуменбах (Johann Friedrich Blumenbach, 1752-1840) — выдающийся немецкий естествоиспытатель, физиолог, антрополог, историк и библиограф. Своё имя Иоганна Блуменбаха вписал в науку благодаря своим исследованиям в области физической антропологии, одним из основателей которой он считается.


Johann_Friedrich_Blumenbach_AGE_V32_1810.jpg


Иоганн Фридрих Блуменбах появился на свет в одном из старейших городов Германии — Готе — в интеллигентной и весьма состоятельной семье протестантов. Его отец занимал пост заместителя директора и профессора в гимназии Эрнестиум, имевшей гуманитарный и естественнонаучный уклон. Его мать, Шарлотта Элеонора Хедвиг Буддойс, была дочерью высокопоставленного представителя муниципалитета, а ее дед преподавал богословие в университете Йены. Родившись в такой семье, юный Иоганн Блуменбах был просто обречён стать продолжателем традиций и изучать литературу и естественные науки, способности к которым у него проявились с юных лет.

Окончив гимназию в 1769 году, Иоганн Блуменбах стал студентом Йенского университета, выбрав своей специализацией изучение медицины. Здесь он слушал лекции известного теолога, лингвиста и натуралиста Иоганна Эрнста Иммануила Вальха, автора научного труда «Естественная история окаменелостей». Интерес к изучению ископаемых древностей сформировался у будущего учёного во многом благодаря этим лекциям.

Проучившись некоторое время в Йене, Иоганн Блуменбах принял решение перевестись в университет Гёттингена, где в то время преподавал профессор Кристиан Вильгельм Бюттнер, славившийся своими невероятными лингвистическими познаниями, эксцентричной манерой преподавания и огромной библиотекой. Перевод Блуменбаха в Гёттинген совпал с возобновлением курса естественной истории Бюттнера. Яркие лекции о путешествиях и истории народов мира в исполнении Бюттнера стали отправной точкой в дальнейшей творческой биографии Иоганна Блуменбаха, его увлечении проблемами антропологии и этнографии. Его диссертация на тему «О природных разновидностях человеческого рода» считается одним из основополагающих трудов по антропологии. В 1775 г. Иоганну Блуменбаху была присвоена учёная степень доктора медицины, а вскоре состоялась его первая лекция в Гёттингенском университете.

В начале своей педагогической карьеры Блуменбах занимал должность куратора естественнонаучной коллекции и внештатного профессора, а с 1778 г. был принят в штат в качестве профессора медицины и оставался на этом посту вплоть до своей кончины в 1840 году.

После женитьбы в 1778 г. на дочери Георга Брандеса, имевшего большое влияние в администрации Гёттингенского университета, Иоганн Блуменбах обзавелся важными знакомствами в научных кругах. Родственные узы связали его и с археологом и филологом Христианом Готлибом Гейне, также преподававшим в университете Гёттингена. Благодаря этим связям положение Блуменбаха в университете значительно упрочилось. В 1784 г. он становится членом «Королевского Общества Наук Гёттингена», в 1812 году избирается на пост секретаря физико-математического общества, а 1816 году получает должность ведущего профессора медицинского факультета.

За свою весьма продолжительную карьеру Иоганн Блуменбах принимал участие в деятельности более семидесяти научных обществ и академий, включая Институт Франции, Лондонское Королевское общество и Лондонское Линнеевское общество, Королевскую Академию в Берлине, Имперскую Академию наук в Санкт-Петербурге и Американское философское общество. Он вел обширную переписку с наиболее выдающимися учёными, наиболее примечательным из которых были физиолог и ботаник Виктор Альбрехт фон Галлер, врач и палеонтолог Петер Кампер, а также философ и натуралист Шарль Бонне.

Иоганн Блуменбах пользовался большой популярностью среди студентов, он был чрезвычайно одарённым преподавателем, умел увлечь и заинтересовать своих слушателей. Многие его ученики впоследствии стали известными исследователями, как, например, немецкий геолог Карл Эрнст фон Хофф. Он утверждал, что исключительно благодаря учителю у него появилось стремление развивать собственные идеи.

В историю науки Иоганн Фридрих Блуменбах вошёл благодаря своему фундаментальному труду, положившему начало научной антропологии. Он был одним из немногих исследователей своего времени, кто начал рассматривать человека с позиции естествознания, и увидел в нем «самое совершенное из всех одомашненных животных». С другой стороны, в своих трудах он неизменно делал акцент на значительных различиях между человеком и животными и подвергал критике попытки политизировать антропологические идеи и ставить чернокожих людей на более низкий уровень развития по сравнению с белыми. Фактически, он был в то время едва ли не единственным представителем научного мира, отвергавшим тезис о неполноценности африканцев. Основанная им область сравнительной анатомии давала науке новый источник — человеческое тело, изучая особенности устройства которого, отныне можно было рассуждать о различиях между представителями разных народов. В диссертации Иоганна Блуменбаха были опубликованы первые достоверные данные, на основании которых он выделил несколько человеческих рас. Эта работа во многом определила дальнейшее развитие физической антропологии.


1-johann-blumenbach-german-physiologist-science-source.jpg


Научное наследие

Антропологические идеи Иоганна Блуменбаха произвели большое впечатление не только на его современников, но и на последователей. В своих исследованиях Блуменбах стремился разобраться в причинах тех или иных явлений, не ограничивался простыми описаниями и статистическими подсчетами. К антропологической проблематике он подошел с позиции естествоиспытателя, обладая обширными познаниями в разных областях науки.

Фундаментальный труд Иоганна Блуменбаха «Руководство по естественной истории» базировался на основе данных анатомии и физиологии. Эта книга впервые вышла в свет в 1779 году и впоследствии пережила десятки переизданий. Она открыла новую эру в естественной истории, содержала множество новых данных. Блуменбах внёс важнейший вклад в развитие сравнительной анатомии, настаивал на том, что любые классификации животного мира должны базироваться на наличии признаков, связанных с определёнными функциями. Этот подход позволил ему чётко разделить людей и обезьян в соответствии с совершенно разным предназначением. Подобные теории оказались весьма прогрессивными для своего времени.

Рассматривая морфологические особенности и геологические датировки ископаемых остатков растений и животных, Иоганн Блуменбах высказывал идеи, совершенно неизвестные большинству своих современников. Некоторые из этих идей затрагивались лишь первопроходцем в изучении географии растений Жаном-Луи Жиро-Сулави. На основе собственных наблюдений Блуменбах пришёл к заключению, что некоторые группы вымерших растений и животных не могут быть классифицированы в существовавшей системе, и даже предпринимал попытки составить геохронологическую шкалу.

Его книга «Bклад в естественную историю» содержит несколько эссе, посвященных теме «изменчивости» природы. Кроме того, в своей работе он показал, что наша планета, со всей её флорой и фауной, имеет очень долгую историю.

В качестве физиолога, он заявил о себе после публикации трактата «Об образовательном инстинкте и его влиянии на воспроизводство», в котором рассуждал о некоем «образовательном инстинкте». Под этим понятием он подразумевал характерное для всех органов стремление принимать и поддерживать с помощью питания определенную форму и способность к регенерации в случае повреждений.

Огромное значение Иоганн Блуменбах придавал исследовательским поездкам, без которых считал невозможным изучение естественных наук, и предоставлял своим студентам широкие возможности для участия в научных экспедициях. Благодаря его содействию, свои первые экспедиции совершил начинающий естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт и этнограф Максимилиан Александр Филипп Вид.

Помимо выдающихся опубликованных научных трудов наследие Иоганна Блуменбаха пополняет антропологическая коллекция, состоявшая из 60 человеческих черепов, которая в то время являлась крупнейшей в мире.

Формирование научных взглядов

Научные взгляды Иоганна Фридриха Блуменбаха формировались во многом под влиянием предшественников. Уже в XVII веке учёные пытались сформулировать первые расовые классификации, и одним из первопроходцев в этом направлении был французский медик и философ Франсуа Бернье. В 1684 г. он опубликовал свою классификацию, которая включала в себя четыре расы, основанные, главным образом, на географических наблюдениях. Затем своё видение расовой классификации обозначил Карл Линней, который выделил также четыре расы, но помимо географии ориентировался уже на физиологические и психосоматические признаки, такие как темперамент.

В 1749 году французский естествоиспытатель Жорж Бюффон выступил с критикой Линнеевской классификации и выдвинул собственную расовую классификацию, в которую включил шесть рас: европейскую, монгольскую, эфиопскую, американскую, южно-азиатскую и лапландскую.

В XVIII веке предпринимались и другие попытки расовой классификации, но практически все они являлись субъективными и умозрительными, не подкрепленными серьёзной методической базой. Как правило, все эти теории основывались на записях путешественников, их наблюдениях и описаниях людей, животных и различных явлений, антропологический материал практически не привлекался. Но по мере развития науки всё больше исследователей начинали осознавать необходимость привлечения статистических данных и анализа реальных физических характеристик для изучения животных и человека. Но несмотря на появлявшиеся проблески, в этот период всё ещё оставались достаточно сильны расовые предрассудки и стремление возвысить статус европейцев и доказать их превосходство над другими народами, большинство из которых воспринимались как примитивные.

Во время учёбы в Гёттингенском университете, Иоганн Блуменбах находился под впечатлением от лекций Христиана Бюттнера, который читал курс естественной истории, вызвавшие живой интерес начинающего исследователя. Лекции Бюттнера были базировались на материалах путешественников, были проиллюстрированы естественнонаучными коллекциями и затрагивали вопросы этнографии и антропологии, что особенно привлекало внимание Иоганна Блуменбаха. Наибольший интерес вызывала анатомия человека и различия между народами. В своей дальнейшей работе он во многом следовал примеру своего учителя, но использовал более прогрессивные методы. Источником материалов для исследований по антропологии для Иоганна Блуменбаха являлись описания путешественников, но качество их анализа превосходило все прежние исследования. Внимательно изучив богатейшее собрание университетской библиотеки, Блуменбах применял критический подход, старался принимать во внимание личность путешественника, проводил сравнительный анализ данных из одного географического района, избегал поспешных выводов.

При работе над расовой классификацией Иоганн Блуменбах ориентировался на собственные наблюдения, сделанные в ходе изучения коллекции из шестидесяти черепов народов со всего мира. В отличие от большинства своих предшественников, он не учитывал субъективные поведенческие особенности, а для выделения пяти человеческих рас использовал такие данные, как черты лица, форму зубов, строение черепа.

Несмотря на некоторое сходство в отдельных аспектах с предыдущими публикациями, классификация Блуменбаха, включавшая пять рас — Кавказскую, Малайскую, Негроидную, Монголоидную и Американоидную — с научной точки зрения выглядела более объективной и основывалась на конкретных данных.

Детальное изучение морфологии черепа и позволило Иоганну Блуменбаху доказать необоснованность предрассудков и выдвинуть тезис о том, что человечество является единым биологическим видом. Он первым обосновал фундаментальное равенство всех рас и народов, выступал категорически против культивируемого в обществе мнения о превосходстве одной нации над другой и против политизированности антропологических идей.

Классификация Блуменбаха

Знаменитая классификация Иоганна Фридриха Блуменбаха основана на анализе данных краниометричесих исследований. Она является одной из наиболее ранних и включает в себя пять основных рас: Кавказскую (Европейскую), Монголоидную, Эфиопскую, Американоидную и Малайскую.

По мнению Блуменбаха ареал распространения представителей монголоидной расы охватывает Восточную и частично Среднюю Азию. Обитателей островов юго-востока Азии и Океании он относил к малайской расе, а индейцев расценивал как часть Американоидной расы.

Благодаря своим наблюдениям Иоганн Блуменбах сумел доказать, что некоторые способности тех или иных народов самым прямым образом связаны с рядом физических характеристик, таких как цвет кожи или черепной профиль. Для подтверждения предположения о связи физических особенностей с расовыми признаками Блуменбах применил новый метод краниометрии, внимательно изучив коллекцию из шестидесяти человеческих черепов. Результаты этих исследований впоследствии были опубликованы в виде учебного пособия с иллюстрациями, фактически заложившего основы краниологии.

Свою докторскую диссертацию Иоганн Блуменбах опубликовал в 1775 году, за 84 года до того, как Чарльз Дарвин описал свою теорию эволюции, однако уже в то время Блуменбах имел вполне определенные представления о механизмах эволюции.


Pa000030.jpg


Влияние теории Иоганна Блуменбаха на развитие антропологии

Теория Иоганна Блуменбаха о единстве человечества была новаторской, поскольку она декларировала общее происхождение людей и наглядно демонстрировала необходимость объективного подхода к исследованиям. Он показал, что любые антропологические исследования должны базироваться только на конкретных анатомических структурах, таких как морфология черепа. В своем фундаментальном научном труде Блуменбах показал, что несмотря на целый ряд индивидуальных особенностей представителей различных народов, между людьми, как представителями одного вида, отсутствуют принципиальные отличия.

Блуменбах считал, что именно единое происхождение является главной причиной того, что все расы добились высокого уровня культурного развития, включая письменность, искусство и стремление к познанию мира. Он был убеждён в том, что представители любой расы способны достичь самосовершенствования.

Диссертация Иоганна Блуменбаха содержала идеи, получившие признание в научном мире и чётко отражавшие истинную природу человечества. Этот труд стал восприниматься как первый шаг на пути к новой науке, для которой человек станет неотъемлемой частью мира природы. Отдельного внимания заслуживает и собранная Иоганом Блуменбахом частная этнографическая коллекция, в которую вошло собрание черепов и многочисленные артефакты со всего мира, включая образцы африканской литературы

Последователи Иоганна Блуменбаха неоднократно предпринимали попытки составить собственные расовые классификации, систематизировать накопленные за многие столетия знания о человечестве. В конечном итоге на основе тщательных измерений различных физических характеристик, были признаны три основные группы или расы: Негроидная, Монголоидная и Европеоидная. Некоторые исследователи не ограничивались этими тремя основными группами и предлагали собственные классификации, как, например, расовый антрополог Иосиф Деникер, выделявший шесть расовых стволов и несколько категорий внутри европеоидной расы.

На протяжении XIX века происходила напряжённая борьба между сторонниками различных классификаций, они всё больше усложнялись и дополнялись за счёт привлечения новых данных. К этому времени на развитие антропологии стали оказывать значительное влияние труды Чарльза Дарвина, Альфреда Уоллеса и Грегора Менделя, росло значение генетики и теории эволюции.

Несмотря на стремительное развитие науки, ещё в конце XIX столетия в обществе продолжали оставаться популярными идеи превосходства представителей одних рас над другими, которые были особенно популярны в высших кругах стран Европы и США. Свой высокий социальный статус некоторые представители наиболее состоятельной части общества пытались объяснить природным превосходством. Эти предрассудки сохранялись в течение долгого времени, несмотря на очевидные успехи антропологии, генетики и психологии. В этом смысле значение работ Иоганна Блуменбаха, практически на столетие опередившего науку и опровергавшего подобные заблуждения, сложно переоценить.

Генетические исследования XX века подтвердили единство человечества как биологического вида, и наглядно продемонстрировали то, что расы являются своеобразными «генетическими бассейнами», пребывающими в постоянном движении и трансформации. Современная физическая антропология продолжает изучать человечество, стремясь узнать о происхождении нашего вида, Homo sapiens. Практически ежедневно совершаются новые важнейшие открытия, а окаменелые останки предков человека дают учёным всё новые данные для изучения происхождения и развития человечества.

Основные труды

  • De generis humani varietate nativa. Göttingen, 1775.

  • Handbuch der Naturgeschichte. Göttingen, 1779.

  • Über den Bildungstrieb und das Zeugungsgeschäfte. Göttingen, 1781.

  • Beiträge zur Naturgeschichte. Göttingen, 1790–1811.

  • Handbuch der vergleichenden Anatomie. Göttingen, 1805.