КАРНАКСКИЙ ХРАМ
13.04.2020

КАРНАКСКИЙ ХРАМ

Величайшие храмы древности

Карнакский храм — крупнейший ритуальный комплекс эпохи Нового царства, располагающийся на восточном берегу Нила на территории древних Фив, где находится современный посёлок Карнак.


Karnak temple complex 2012

Вид на Карнакский храм со стороны Священного озера (автор фото: Taranis Iuppiter)


Строительство храмового комплекса было начато в местности, которая называлось по-египетски Ипет-сут, что в переводе означает «избранное место». В состав величественного ансамбля входит три храма, посвящённых верховному богу египтян Амону-Ра, а также располагающиеся к северу и югу от них храмы в честь его супруги богини Мут и их сына Монту.


Plan 3D Karnak

Схема Карнакского храмового комплекса


В планировочном аспекте Карнакские храмы — это комплекс сооружений, состоящих из многочисленных залов и дворов, имеющих разную площадь и расположенных по продольной оси. В этих помещениях в разные периоды истории размещались святилища и часовни, обелиски и пилоны. Карнакский храм Амона не зря называют «каменным архивом», поскольку на его стенах запечатлена многовековая история Египта. Снаружи храм окружала массивная стена.


Ram statues at Karnak, The Karnak Temple Complex, Luxor, Egypt.

Аллея сфинксов (автор фото: Elias Rovielo)


Аллеи сфинксов соединяли храм Амона-Ра с берегом Нила, а также с храмом богини Мут и Луксорским храмом Амона. Часть сохранившихся до наших дней сфинксов относится ко времени правления Аменхотепа III (около 1388-1351 гг. до н. э.), но большинство из них датируется более поздним периодом.


Karnak 025

Карнакские бараноголовые сфинксы (автор фото: kairoinfo4u)


Исследования на территории Карнакских храмов ведутся с конца XIX в., а начиная с 1967 г. изучением этого уникального памятника и вопросами его воссоздания занимается специально созданный франко-египетский Центр исследования и реставрации.


Temple Complex at Karnak

Карнакский храмовый комплекс, фото 1914 г.


Храмовый комплекс Амона-Ра

Строительство храмового комплекса Амона-Ра заняло длительное время— приблизительно с ХХ по I вв. до н. э., т. е. почти 2000 лет. В течение этого периода первоначальный объём неоднократно перестраивался, обрастая новыми элементами, — при разных правителях появлялись новые пилоны, гипостили, дворы, часовни. Общая площадь комплекса, достигающая 123 га, не имеет аналогов по масштабу среди культовых построек Египта.


800px-Karnak_Temples.jpg

Карнакский храмовый комплекс с воздуха (автор фото: Ahmed Bahloul Khier Galal)


Помимо главного храма Амона-Ра, включающего в себя десять пилонов, большой гипостильный зал и четыре обелиска, в комплекс входит ещё целый ряд святилищ в честь богов Хонсу, Птаха, Осириса-Хекаджета, Ипет, а также хеб-седные храмы царей Тутмоса III (1479-1425 гг. до н. э.), Аменхотепа II (1428-1397 гг. до н. э.) и храм Рамсеса III (1185-1153 гг. до н. э.). 


Akhmenu

Хеб-седный храм Тутмоса III (автор фото: kairoinfo4u)


Karnak 1650

Хеб-седный храм Аменхотепа II (автор фото: kairoinfo4u)


Первую перестройку небольшого храма Амона, возведенного в начале эпохи Нового царства, осуществил фараон Яхмос I (1550-1525 гг. до н. э.). При нём в храме появились колонны из кедра и разнообразная утварь, выполненная из розового гранита, малахита, золота и серебра. В правление Тутмоса I (1504-1493 г. до н. э.) началось масштабное строительство огромного колонного зала под руководством прославленного архитектора Инени. К сожалению, творение выдающегося древнеегипетского зодчего не пережило последующих переделок.

Строительство Карнакского храма продолжалось и при преемниках Тутмоса I. Первоначальная площадь существенно расширилась при его дочери царице Хатшепсут, повелевшей возвести обелиски высотой 30 м на месте предварительно разобранного для этой цели колонного зала. Обелиски Хатшепсут были вырублены из асуанского гранита и украшены навершиями, выполненными из электра. Возведение пилонов производилось под руководством придворного архитектора Сенмута, но просуществовали они недолго. Преемник Хатшепсут фараон Тутмос III (1479-1425 гг. до н. э.) приказал разрушить все постройки времён правления своей мачехи, а на их месте был возведен новый храм.


Karnak Temple: the Thutmoside core of the temple

Часть Карнакского храма, занятая преимущественно постройками Тутмоса III 
(автор фото: 
kairoinfo4u)


Наиболее пышно оформленной частью новой постройки стал так называемый «Зал Анналов», расположенный на главной оси храма Амона. Колонны этого зала венчают цветки лотоса и цветки папируса. Это не просто декоративные элементы — лотос и папирус являются геральдическими эмблемами Древнего Египта, символизируя Верхний и Нижний Египет. 


67.jpg

Колонны храма Тутмоса III


Колонны покрыты надписями и изображениями, запечатлевшими важные события в истории государства, военные победы фараонов, ритуальные сюжеты. Многочисленные рельефы прославляют историю завоеваний Тутмоса III и его талант полководца. Именно с Карнакского храма началась традиция увековечивания военных триумфов в монументальных композициях, которой неизменно следовали все последующие фараоны.


Thutmose III at Karnak

Рельеф, изображающий фараона Тутмоса III поражающим ханаанеев в битве при Мегиддо (автор фото: Markh)

Высота центрального пилона достигает 44 м, а его ширина составляет 113 м, он имеет мощные стены 15-метровой толщины, защищающие просторный внутренний двор с колоннадой по всему периметру.

Сохранились остатки вестибюля у входа в храм, когда-то украшенного статуей Тутмоса III внушительных размеров. Четырнадцать 20-метровых колонн, располагавшихся в два ряда, вели от вестибюля в направлении Нила. Капители колонн были выполнены в виде цветков папируса. Две колонны не сохранились, поскольку во времена фараона Хоремхеба (между 1319 и 1292 гг. до н. э.) на их месте построили ещё один пилон.


Karnak Temple Pano: Court IV, Horemheb

Возведенные при Хоремхебе стены, соединявшие построенный им 9-й пилон с 10-м пилоном. На рельефе Хоремхеб преподносит Фиванской божественной триаде пленников и добычу из азиатских походов (автор фото: kairoinfo4u)



В правление Сети I (1290-1279 гг. до н. э.) началось строительство Большого гипостильного зала, в который можно было попасть через пилон с массивными статуями фараонов, открывавший проход в святилище Амона. Возведение Большого гипостильного зала осуществлялось в несколько этапов, и свой окончательный облик он приобрёл уже при фараонах XIX династии. Работы над украшением зала продолжались и в правление Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.). 


History of architecture 0152

План Большого гипостильного зала


Зал поражает своим масштабом и великолепием убранства. Над созданием Большого гипостильного зала трудились зодчий Иуп и его сын Хатиаи, упомянутые в хрониках и вошедшие в историю благодаря своему творению. Хатиаи упоминается как строитель «великих колонн».


Colonnato centrale del tempio di Amon (Karnak 2002)

Колонны Большого гипостильного зала (автор фото: Piergiorgio Rossi)


Площадь Большого гипостильного зала достигает 5 тыс. кв. м, а высота — 24 м. Крышу поддерживали 134 колонны высотой от 19,2 до 20,4 м, установленные в 16 рядов. Капители колонн центрального нефа были выполнены в виде цветков папируса, а капители более низких колонн боковых проходов — в виде бутонов папирусов. 


Egypte Louxor Temple Karnak Grande Salle Hypostyle - panoramio

Колонны Большого гипостильного зала (автор фото: Rene Boulay)


Помимо колонн Большой гипостильный зал украшали монументальные статуи египетских царей, в том числе и Рамсеса II вместе с его супругой Нефертари. На стенах храма сохранились сцены, повествующие о великих деяниях Рамсеса II, о благосклонном отношении к нему богов, о совершённых фараоном жертвоприношениях.


Hypostyle Hall, Karnak - panoramio

Большой гипостильный зал (автор фото: Jokertrekker)


Потолок и перекрытия храма некогда покрывали цветные росписи, имитировавшие небо со звездами, рельефы на стенах и колоннах также были выполнены в цвете, а их общая площадь превышала 24 тыс. кв. м. Некоторые элементы колонн и рельефов покрывала золотая фольга. Прежде ни один египетский храм не украшали настолько пышно. 


Statua di Pinudjem I - Karnak

Колоссальная статуя Рамсеса II в Карнакском храме (автор фото: Andrea Piroddi)


При Рамсесе II появилась также аллея сфинксов с бараньими головами (баран считался одним из воплощений верховного бога Амона). 


Карнак

Аллея сфинксов с бараньими головами (автор фото: Леон Петросян)


В правление Сети II (1200-1194 гг. до н. э.) рядом с храмом Амона была возведена часовня в честь богов, составлявших Фиванскую триаду (Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу). В планы фараона также входило расширение храма в сторону реки, поэтому на набережной был установлен обелиск Сети II.

При XIX династии Карнакский храм продолжил обрастать новыми элементами. При фараоне Мернептахе (1213-1203 гг. до н. э.) на восточной стене северного двора за VII пилоном появились рельефы с изображением битвы народами моря и ливийцами.

Среди представителей XX династии фараонов наибольший вклад в обустройство Карнакского храмового комплекса внёс Рамсес III (1185-1153 гг. до н. э.), построивший рядом со II пилоном храма Амона святилище, украшенное статуями. Фараон изображён на них в образе Осириса. Второе возведенное при Рамсесе III святилище, более скромное в плане декоративного убранства, располагалось севернее, близ III пилона, а третье — за Священным озером.

В период правления XXI и XXII династий храм в Карнаке не расширялся, а свои имена цари того времени увековечивали на стенах более древних строений. Только Херихор (1091-1084 гг. до н. э.) отметился строительством двора с колоннами в храме Хонсу, а Осоркон II (872-837 гг. до н. э.) приказал построить на берегу Священного озера небольшую часовню. Позже Осоркон IV (733-715 гг. до н. э.) начал возводить святилище в честь Осириса в северо-восточной части храмового комплекса, которое уже в более позднее время достраивали его преемники.


Temple of Seti II, the Karnak Temple Complex, Luxor, Egypt.

Двор с колоннами, построенный при фараоне Херихоре (автор фото: Elias Rovielo)



Попытки умилостивить верховного бога египетского пантеона предпринимали и нубийские правители, желавшие узаконить свою династию (XXV династия). При фараоне Шабаке (716-701 гг. до н. э.) на берегу Священного озера появился храм-киоск, а у храма Птаха — портал. Оставил свой след и фараон Тахарка (690-664/663 гг. до н. э.), построивший просторный храм-киоск, от которого во дворе храма Амона сохранилась колонна высотой 21 м. При Тахарке в разных частях храмового комплекса также были возведены святилище, колоннада и часовня.

В 60-х гг. VII в. до н. э. храм Амона претерпел сильные разрушения в результате вторжения армии ассирийского царя Ашшурбанапала, захватившего и разрушившего Фивы. Поэтому последующие правители Египта, представители XXVI-XXIX династий, занимались лишь небольшой реставрацией древних памятников, на стенах которых они и высекали надписи с упоминаниями о своих деяниях.

Серьёзная реконструкция храмового комплекса началась только с приходом к власти царя Нектанеба I (380-362 гг. до н. э.), который восстановил Фивы и построил вокруг храма Амона мощную кирпичную стену, украшенную входным порталом с востока. Временем правления Нектанеба I также датируется I пилон и аллея сфинксов, шедшая в направлении Луксорского храма и, судя по всему, восстановленная на прежнем месте после разрушения. Фактически Нектанеб I начал первую масштабную реставрацию древнего комплекса, продолженную Тахосом (362-360 гг. до н. э.) и Нектанебом II (360-343 гг. до н. э.).

В греко-римскую эпоху в Карнакском храме также производились строительные работы, строились новые часовни, пилоны, ворота.


Храмовый комплекс Монту

Северные ворота храма Амона ведут в сторону небольшого храмового комплекса Монту, который включает в себя три храма. Для строительства храма Монту Аменхотеп III (1428-1397 гг. до н. э.) выбрал место, где находилась другая постройка, датированная началом правления XVIII династии. Её элементы использовались при строительстве храма Монту. Храм возвышался на каменном основании высотой 1,15 м и был украшен двенадцатью колоннами, располагавшимися в два ряда. Основное пространство храма представляет собой зал с четырьмя колоннами и святилище для священной барки Монту. Спустя некоторое время по приказу Аменхотепа III были произведены работы по расширению храма — перед ним появилась лестница, обрамлённая обелисками, а также несколько часовен позади святилища.


karnak_temple_9829.jpg

Храмовый комплекс Монту (фото: Madain Project)


На протяжении своей истории храм Монту разрастался — при фараоне Тахарке (690-664/663 гг. до н. э.) перед ним возвели небольшой храм-киоск, затем при Нектанебе I (380-362 гг. до н. э.) его обнесли стеной, в северной части которой при Птолемеях III и IV (в 246/245- 205/204/203 гг. до н. э.) построили большие ворота. Аллея сфинксов, начинавшаяся от этих ворот, соединяла два храма Монту — в Карнаке и Медамуде.


History of Egypt, Chaldea, Syria, Babylonia and Assyria (1903) (14767611841)

Ворота Птолемеев III и IV 


Во времена Тутмоса I (1504-1493 г. до н. э.) восточнее храма Монту находилось сооружение, именуемое сокровищницей, что может свидетельствовать о расположении неподалёку административного квартала. Судя по находкам элементов богатого убранства, это сооружение было весьма роскошным.


Храмовый комплекс Мут

К югу от храма Амона расположен храмовый комплекс Мут, в состав которого также входит несколько храмов. Один из них — это святилище богини Мут, которое существовало на этом месте ещё во времена Среднего царства, но затем было перестроено кем-то из правителей XVIII династии. Новый храм Мут состоял из святилища и небольшого зала с колоннами. 


Temple Mout 01

Остатки храма Мут (автор фото: Sebi)


При Аменхотепе III (1428-1397 гг. до н. э.) была произведена реконструкция, в результате которой в храме Мут появились многочисленные статуи сидящей львицеголовой богини Сохмет, общим количеством более 600.


Templ Mout porte PtVI

Одна из статуй Сехмет в храме Мут (автор фото: Neithsabes)


В правление Сети I (1290-1279 гг. до н. э.) был построен второй пилон, а спустя несколько столетий во дворе за этим пилоном возвели небольшую колоннаду. Восстановление разрушенных статуй относится к временам реконструкции Нектанеба I (380-362 гг. до н. э.) и более поздним строительным работам при Птолемеях.


Karnak 238

Аллея, соединяющая храм Мут с храмом Амона-Ра (автор фото: kairoinfo4u)


Помимо главного храма Мут малый комплекс включает в себя храм Хонсупахереда, расположенный в северо-восточном углу и имеющий три небольших пилона. Время его строительства относится к правлению Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.), а при фараонах XXV династии производились работы по его расширению.

Остатки ещё одного храма находятся на западном берегу Священного озера, где прежде располагался храм Рамсеса III (1185-1153 гг. до н. э.).


Temple Mout 002

Святилище на берегу Священного озера у храма Мут (автор фото: Sebi)


К сожалению, большая часть храмового комплекса Мут не сохранилась, поскольку в 40-е гг. XIX в. древние постройки использовались для добычи строительного камня.


Автор верхнего фото: Mahmoud Mostafa Ashour