ШУРУППАК
23.05.2017

ШУРУППАК

Города древности

Шуруппак (Shuruppak, Фара, Телль-Фара) — древний шумерский город, расположенный на территории современного Ирака в Южном Междуречье, к северо-востоку от Урука. В настоящее время городище, площадь которого составляет 220 га, имеет другое название — Телль-Фара.


ur-and-shuruppak.jpg


Поселение возникло здесь в конце IV тыс. до н. э. и непрерывно существовало до конца III тыс. до н. э. Уже в начале раннединастического периода (около 2900-2800 г. до н. э.) территория города значительно расширилась, но по какой-то причине его правители не были включены в Шумерский Царский список. Примечательно, что в этом же источнике фигурирует упоминание о Шуруппаке как об одном из пяти «допотопных» городов.

Несмотря на то, что город Шуруппак был довольно большим, он не играл серьёзной роли на политической арене, но имел важное экономическое значение, поскольку являлся крупным распределительным центром, где происходило накопление зерна. В Шуруппаке располагалось множество зернохранилищ, общее число которых выделяло его среди других шумерских сельскохозяйственных центров.

Впервые археологические исследования древнего города были проведены в 1902 г. экспедицией «Немецкого Восточного общества» под руководством Роберта Кольдевея и Фридриха Делича. А спустя почти два десятилетия — в 1931 г. — раскопки начала вести археологическая экспедиция Восточного института Пенсильванского университета, которую возглавил доктор Эрих Фридрих Шмидт.

Самые ранние слои поселения датируются концом IV тыс. до н. э. (период Джемдет-Наср), а уже к концу III тыс. до н. э. город постепенно приходит в упадок. Судя по всему, в это время Шуруппак, как и целый ряд других шумерских поселений, пострадал от крупного наводнения, отразившегося в литературной традиции в образе Великого потопа. В культурных напластованиях города археологам удалось обнаружить слой, состоявший из глинисто-илистых отложений. Под ним залегал слой с большим количеством полихромной расписной керамики периода Джемдет-Наср. Скорее всего, город не был разрушен, но жители оставили его из-за изменений окружающей среды. Вероятно, причиной тому послужило смещение русла Евфрата.

Согласно литературной традиции, Шуруппак считался родиной Утнапиштима, который ассоциируется с библейским Ноем, построившим после божественного откровения ковчег и поселившимся после Великого потопана острове Дильмун. Там его посетил странствовавший в поисках бессмертия Гильгамеш — самый известный герой месопотамского эпоса.

Утнапишти ему вещает, Гильгамешу:
«Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуруппак, город, который ты знаешь,
Что лежит на бреге Евфрата, —
Этот город древен, близки к нему боги.
Богов великих потоп устроить склонило их сердце.»
(«Эпос о Гильгамеше»)


Nuremberg chronicles f 11r 1

Ноев ковчег на гравюре из "Нюрнбергской хроники" (1493)

Наиболее важным открытием археологов на городище Тель-Фара стал архив древних документов, состоящий из 800 клинописных табличек и 1300 оттисков печатей, которые датируются приблизительно XXVI веком до н. э. Это одни из древнейших месопотамских табличек, язык, на котором они написаны, крайне архаичен и записан одним из самых ранних вариантов клинописи. Глиняные таблички, обнаруженные в многочисленных зданиях из кирпича-сырца, представляют собой административные документы. Они отражают всю сложность внутреннего устройства города в тот период и проливают свет на различные социальные и экономические аспекты жизни шумерского общества. К примеру, в некоторых из них описывается организация работ с участием нескольких тысяч человек.


Sales contract Shuruppak Louvre AO3760


В период с 2112 по 2004 гг. до н. э. власть в городе принадлежала правителю-энси, который подчинялся владыкам III династии Ура. По окончании правления III династии Ура упоминания о Шуруппаке встречаются только в словарях-силлабариях, географических списках и литературных текстах.

Наиболее поздние находки археологи датировали началом II тыс. до н. э., среди них — несколько глиняных табличек, а также цилиндрическая печать. Однако из-за скудных археологических данных трудно судить о характере поселения в начале II тыс. до н. э. (период правления династий Исина и Ларсы).