СОЛОХА
23.11.2017

СОЛОХА

Скифский мир

Солоха — скифский царский курган на левом берегу Днепра неподалеку от Каменки-Днепровской Запорожской.

После открытия кургана Чертомлык, великолепные находки из которого произвели сильнейшее впечатление на всех, кто хоть немного интересовался древностями, подобные памятники, казалось бы, должны были вызвать неподдельный интерес со стороны исследователей. Однако довольно долгое время огромные курганы не слишком привлекали внимание археологов, которые прекрасно понимали всю сложность проведения исследований и не стремились приступать к раскопкам даже несмотря на перспективы найти совершенно удивительные сокровища. Накопленный в XIX в. опыт красноречиво говорил о том, что вероятность уникального открытия не слишком велика, поскольку большинство курганов подверглись разграблению во время «золотой лихорадки».

Так, например, в 1865 г. под руководством И. Е. Забелина был раскопан курган Козёл высотой 14 метров, который оказался разграбленным, как и исследованный в 1891-1894 гг. Н. И. Веселовским ещё более крупный курган Огуз. Однако один памятник всё же попал в поле зрения археологов — расположенный на левом берегу Днепра курган Солоха, прозванный так местными жителями по неизвестной причине. Он находился неподалёку от села Большая Знаменка, на землях крестьян Т. Грязева и И. Борейко.

О намерении раскопать курган в 1883 году Императорская археологическая комиссия известила губернатора Таврической губернии примерно за год. На работы планировалось потратить довольно крупную сумму, привлечь около 40 землекопов с подводами, однако дальше оживлённой переписки дело не дошло, и по невыясненным причинам раскопки так и не начались. К исследованиям кургана Солоха археологи вернулись только через три десятилетия, в 1912 г., когда здесь начала работу экспедиция под руководством Н. И. Веселовского. Чрезвычайно энергичный, увлечённый любимым делом, он прославился своими масштабными и весьма плодотворными исследованиями памятников археологии в Крыму, на Днепре, Дону и Кубани, многие из которых благодаря ему обрели всемирную известность.


thumb (1).jpg

Н. И. Веселовский


Раскопки 18-метрового кургана Солоха представляли собой непростую задачу, решить которую за один сезон было бы невозможно, поэтому работы растянулись на два сезона. Предварительное обследование показало, что, как и большинство скифских курганов, Солоха подверглась разграблению — оплывший грунт на склонах насыпи маркировал следы грабительских ходов. Но, несмотря на это, богатый профессиональный опыт Н. И. Веселовского подсказывал ему, что наверняка грабители не смогли вынести из кургана все спрятанные в нём находки. Исследователь был уверен в том, что столь грандиозная насыпь наверняка скрывала несколько погребений, а кладоискатели едва ли могли ограбить сразу все могилы, учитывая, в каких условиях им приходилось орудовать — в темноте, в страхе быть застигнутыми и под угрозой внезапного обвала земли.


Члены экспедиции Веселовского Н.И. на раскопках кургана Солоха.jpg

Н. И. Веселовский на раскопках кургана Солоха


Методика работ предусматривала раскопки так называемой «глухой траншеей». Это означало, что в центральной части кургана до половины его высоты прокапывалась широкая полоса, которую впоследствии постепенно углубляли до поверхности материка. Для того, чтобы предотвратить осыпь грунта с остававшихся по краям траншеи 18-метровых вертикальных стенок, по мере заглубления траншея сужалась, а исследуемая площадь сокращалась. На тот момент ещё отсутствовали технические возможности для полного сноса курганной насыпи, поэтому памятник исследовался частично.


artamonov-mi-1966-r09.jpg


После того, как часть насыпи была разобрана и археологи добрались до уровня материка, их взорам открылись контуры могильной ямы, площадь которой составляла около 27 кв. м., а глубина достигала 6 метров. Для того, чтобы извлечь засыпавший могилу грунт, потребовались дополнительные усилия, но после расчистки выяснилось, что здесь побывали грабители. Выводы о былой роскоши можно было сделать лишь на основании потерянных кладоискателями золотых бляшек, которые нашивались на одежду, а также найденной золотой иголки и серебряного килика с надписью на греческом языке. Скорее всего, в данной могиле покоились останки знатной скифской женщины, возможно, царицы. Неподалёку от центрального погребения располагались два конских захоронения с богатым снаряжением, а в одном из ответвлений обнаружен медный котел, вероятно, использовавшийся для приготовления пищи участникам поминальной трапезы.


011.jpg

Бляшки из кургана Солоха


Несмотря на то, что первая раскопанная могила подверглась разграблению, археологи не теряли оптимизма, поскольку предполагали наличие, как минимум, ещё одной гробницы, поиск и исследование которой по объективным причинам пришлось перенести на следующий сезон.

Полевой сезон 1913 года подарил миру сенсационные открытия. В ходе раскопок удалось выяснить, что после того, как курган просуществовал некоторое время, часть насыпи с одной стороны была разобрана до основания для того, чтобы обустроить новое статусное погребение. После завершения обряда курган восстановили, увеличив высоту насыпи ещё на 3 метра. Вторая могила принадлежала скифскому царю и представляла собой довольно сложную планировочную структуру: 10-метровый коридор соединял погребальную камеру с глубокой шахтой. Погребальная камера состояла из нескольких ниш, из которых наиболее просторную занимали останки царя, а остальные имели второстепенное значение и использовались для хранения погребального инвентаря. В эту могилу грабителям проникнуть не удалось, поэтому учёные обнаружили её в первозданном виде, точно такой, как она выглядела за тысячи лет до этого момента.

Археологов, исследовавших Солоху, как и их предшественников на Куль-Обе и Чертомлыке, поразило огромное количество изделий из драгоценных металлов. Предметы вооружения царя богато украшали декоративные элементы из золота и серебра. 

В обитом серебряной пластиной горите — футляре для лука и стрел  — было найдено около двух сотен бронзовых наконечников стрел.

Особого внимания заслуживает рельефное изображение на обкладке горита, выполненное в несколько ярусов. В верхнем ярусе помещены терзающие оленя лев и грифон, эта сцена известна по другим памятникам этой культуры. Центральный ярус занимает сцена, изображающая схватку всадников с пешими воинами, причём одежда и оружие и тех, и других говорит о том, что все они являются скифами. Различия касаются только лиц воинов — в отличие от пеших воинов, всадники имеют бороды, что может указывать на схватку между представителями двух скифских племён. Образы воинов не так детально проработаны и реалистичны как на амфоре из Чертомлыка или сосуде из Куль-Обы, здесь они представлены более идеализированными. Вполне возможно, что данная сцена является иллюстрацией некоего сюжета из скифской мифологии или героического эпоса.


cins137_catpage.jpg


По аналогии с уже известными на тот момент царскими скифскими погребениями около покойного лежал принадлежавший ему меч в ножнах, обложенных золотыми пластинами с рельефными изображениями в «зверином стиле».


soloha-zoloto-5.jpg


Руки скифского вождя украшали несколько золотых браслетов, а шею — массивная золотая гривна, концы которой выполнены в виде львиных голов. Погребальное одеяние было богато украшено нашивными золотыми бляшками. У головы покойного располагался бронзовый греческий шлем. Рядом находилось несколько сосудов из серебра и другая парадная посуда.


Фиала с изображением сцен терзания животных.jpg

Фиала с изображением сцен терзания животных


Особую художественную ценность представляет один из серебряных сосудов, созданный искусным мастером, украсившим своё изделие рельефным изображением сцены охоты скифских всадников на львов. Античному художнику были прекрасно знакомы элементы культуры скифов, поэтому их внешний облик и оружие он сумел воспроизвести с достаточно высокой точностью. В сценах львиной охоты присутствуют две пары всадников. В первой сцене на одного из всадников нападает лев, а второй, готовясь выстрелить из лука, пытается его спасти. Вторая сцена более фантастична — здесь рогатая львица вот-вот набросится на охотника с копьём, но второй всадник уже готов поразить животное своей стрелой. В каждой из сцен присутствуют и собаки.


f453745f6543a11df919145542f33ee2.jpg


В гробнице помимо останков царя были найдены могилы слуг, сопровождавших своего правителя в загробной жизни, а также пять конских захоронений, множество костей животных в больших медных котлах и глиняные амфоры из-под вина. Всё, что предстало перед археологами в кургане Солоха, полностью совпадало с описаниями похорон скифского царя, составленном Геродотом. Однако наиболее яркой солохинской находкой стал обнаруженный в изголовье царской могилы золотой гребень.


1-Scythian-comb-солоха-воины-гребень2.jpg


Вес гребня превышал 200 граммов, а его размеры составляли 10,2×12,3 см. Он представляет собой настоящее произведение искусства: длинные 4-хгранные зубья соединяет фриз, состоящий из фигур лежащих львов, над которым помещена композиция в виде трёх сражающихся скифских воинов. Их облик и одежда не оставляют сомнений в том, что перед нами именно скифы, причём всадник, вероятнее всего, является царём. Художник, создавший это великолепное творение, весьма точно изобразил оружие скифских воинов: щиты, мечи-акинаки, копья, луки со стрелами. Сцена преисполнена драматизма и поражает реалистичностью исполнения — черты лица, облачение, фигуры людей и животных и даже эмоции героев — всё это передано с поразительной точностью.

Небольшие по размерам элементы гребня отчеканены древним мастером из маленьких кусочков золота и впоследствии спаяны. Затем уже собранное целиком изделие было отполировано, и при помощи острого резца нанесены последние детали. Гребень из кургана Солоха представляет собой великолепный образец античного искусства, аналогов которому сложно найти. Как и многие другие прекрасные изделия, обнаруженные в царских курганах скифов, он является творением искусного греческого ювелира, очень хорошо знакомого с особенностями жизни и быта скифов.

Уникальные находки из кургана Солоха произвели ярчайшее впечатление на исследователей из разных стран. Очень многие учёные и любители древностей пытались выдвинуть собственные трактовки изображённых на великолепных солохинских предметах сюжетов, и среди этих трактовок нередко встречались весьма своеобразные. Погребение в Солохе имеет немало схожих черт с другими знаменитыми скифскими курганами, это касается и элементов погребального обряда, и архитектурных особенностей гробниц, и обнаруженного погребального инвентаря.

Судя по всему, датировка Солохи несколько отличается от Куль-Обы и Чертомлыка, этот курган относится, скорее всего, к середине IV в. до н. э.

Благодаря раскопкам царских скифских курганов мир узнал о людях, населявших причерноморские степи 2,5 тысячи лет тому назад, о великолепных произведениях античного искусства, запечатлевших мельчайшие детали их культуры.

Раскопки царского кургана Солоха стали ярким завершением дореволюционного этапа изучения скифских древностей, все последующие открытия происходили спустя некоторое время, новые страницы этой «подземной книги» были прочитаны уже советскими археологами. Что касается судьбы скифских курганов, в целом, то она оказалась весьма драматичной — некоторые из них подверглись разграблению либо в глубокой древности, либо в более позднее время. Многие исследованные археологами памятники уже раскрыли миру скрытые в них тайны, но немало осталось и тех, которые ещё только предстоит изучить.