Анализ ДНК показал, как одомашненные кошки захватили мир
Ученые, изучив геномы древних кошек, выяснили, когда началось наше совместное проживание и кто этому поспособствовал.
Попытки отследить кошачью родословную предпринимались и ранее, но такое масштабное исследование стало возможным благодаря развитию методов молекулярной биологии в последние годы. В частности, они позволили изучить большее количество генетических образцов, которые происходят из неблагоприятных для сохранения ДНК климатических условий — в частности, Египта.
Историки долгое время полагали, что именно древние египтяне первыми приручили кошек. Так считалось до 2004 года, пока ученые не обнаружили останки 9500-летнего кота, погребенного вместе с человеком на острове Кипр. Другими словами, пальму первенства в одомашнивании кошек египтяне потеряли.
Но новое исследование генетиков может вновь вернуть им лавры. Дело в том, что генетический анализ останков более 200 древних кошек показал, что если кошки и были приручены за пределами Египта, то именно египтяне поспособствовали тому, чтобы они приняли свой современный облик. И, возможно, они даже одомашнили кошек во второй раз.
В 2008 году Вим Ван Неер из Королевского бельгийского института естественных наук в Брюсселе обнаружил останки шести египетских котов (а точнее, кота, кошки и четырех котят), которые были питомцами людей примерно шесть тысяч лет назад. И хотя они несколько моложе киприотского кота, ученые предположили, что египтяне могли вполне самостоятельно одомашнить современных котов.
Спустя время он собрал несколько сотен кошачьих образцов — кости, зубы и мумии, найденные по всей Африке, Европе и Ближнем Востоку. Возраст находок — от 7000 года до н. э. до XIX века н. э.
Затем Ван Неер пригласил к исследованию более двух десятков учёных, которые выделили из этих останков митохондриальную ДНК — генетический материал, наследуемый исключительно от матери. И оказалось, что все нынешние одомашненные коты ведут свою родословную от древней ближневосточной дикой кошки Felis silvestris lybica. Этот подвид включает кошек с пятью уникальными генетическими подписями в их митохондриальной ДНК.
При сопоставлении информации о современных кошках и их предках стало ясно, что последние, по всей видимости, несли один и тот же подтип lybica — митохондриальный тип А. Эта же генетическая подпись обнаруживается по крайней мере девять тысяч лет назад у животных, обитавших на территории современной Турции.
Археологи считают, что, возможно, десять тысяч лет назад (или около того) дикие кошки из этого региона пришли в древние фермерские поселения, где начали охотиться на грызунов.
Как говорят эксперты, примерно 6500 лет назад кошки типа А начали появляться в Юго-Восточной Европе. Специалисты считают, что они могли последовать туда вслед за переселившимися фермерами. После этого кошки проникли в Европу, Африку и Азию.
Но это лишь половина истории. Большая часть египетских кошачьих мумий носят в себе другой подтип lybica — тип С. Самые древние останки этого типа относятся примерно к 800 году до н. э. (хотя, возможно, он возник и ещё раньше, но получить образцы митохондриальной ДНК из более древних останков учёным не удалось).
Кошки с этой генетической подписью были очень популярны: к пятому веку они широко распространились в Европе и Средиземноморье. И в течение первого тысячелетия они даже превосходили по численности кошек с типом А, например, в западной Турции.
И, возможно, именно древние египтяне ответственны за эту популярность. Они могли разводить этих животных, выбирая более покладистых и более социальных котов. Примечательно, что египетское искусство отражает эту непростую трансформацию. Самые ранние изображения кошек «рисуют» нам охотников, выслеживающих мышей. Затем стали появляться изображения животных в более домашних условиях: они носят ошейники и участвуют вместе с людьми в охоте за птицами.
К 1500 года до нашей эры хвостатые и вовсе сидят под обеденным столом.
Но до сих пор остаётся неясным, откуда изначально пришли кошки с митохондриальной ДНК типа C. Египетские дикие кошки могли нести эту генетическую подпись, и, возможно, животные с типом А, пришедшие из Турции в Египет, могли спариться с местными животными. Или же древние египятне, возможно, самостоятельно одомашнили кошек от местных диких животных с типом С.
В любом случае кошки типа А и С в конечном счёте перемешались в Европе и за её пределами. Сегодняшние звёзды Интернета, скорее всего, являются смесью турецких и египетских кошек.
Кстати, генетики также прошли ещё одну важнейшую загадку: отдельный анализ генов, отвечающих за окраску шерсти, показал, что в течение тысяч лет домашние кошки сохраняли расцветку предков — диких степных кошек. То есть окрас был преимущественно песчано-коричневого цвета с более тёмными полосками. Он начал меняться только к XIV веку, когда стали появляться более разнообразные вариации, в частности — пятнистые кошки.
Примечательно, что одомашненные собаки и лошади стали менять окрас гораздо раньше, так что эксперты считают, что людей гораздо больше интересовали поведенческие характеристики кошек, а не их внешний вид.
Источник: Вести.Ru