ЧАТАЛ-ХЁЮК
08.11.2016

ЧАТАЛ-ХЁЮК

Города древности

Чатал-Хёюк (Çatalhöyük) — крупнейшее неолитическое поселение в Анатолии и один из самых известных археологических памятников в мире. С 2012 г. входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чатал-Хёюк располагается на территории современной Турции, на равнине Конья, в 260 км к югу от Анкары. Состоит из двух примыкающих друг к другу холмов, западного и восточного.


balloon

Аэрофотоснимок памятника


Первый этап раскопок Чатал-Хёюка (1961-1965 гг.) связан с именем британского археолога Джеймса Мелларта. В 1993 году исследования возобновились под руководством также британского археолога Иэна Ходдера. Новый этап раскопок продолжается по сей день.


Джеймс Меллаарт (1925-2012), первооткрыватель Чатал-Хёюка, расчищает фреску


IMG_1209

Иэн Ходдер, современный исследователь Чатал-Хёюка, проводит экскурсию по памятнику

В ходе раскопок на территории западного холма была обнаружено поселение эпохи раннего энеолита (халколита); однако установить, было ли оно заселено в другие времена, исследователям пока не удалось.

Изучение восточного холма принесло значительно больше результатов. Здесь в общей сложности были открыты 15 уровней, от 0 до XIII, с разделением VI уровня на подуровни A и B. Радиоуглеродный анализ позволил датировать наиболее ранние слои концом VII тысячелетия до н. э., а верхние уровни, начиная с VI — периодом между 6000 и 5500 гг. до н. э. В последнее время исследователи склоняютсяк удревнению ранних слоев Чатал-Хёюка влоть до середины VIII тыс. до н. э.


IMG_3584.JPG

Общий вид на музеефицированный раскоп


Как предполагают исследователи, в эпоху неолита между холмами находился рукав реки Чаршамба. Доступность водных ресурсов способствовала развитию земледелия, которое, наравне с охотой и скотоводством, было основным занятием местных жителей.


IMG_3578.JPG

Вид с восточного холма на окружающую равнину


Хорошо сохранившиеся остатки построек из слоев со II по VIII дают исчерпывающее представление об архитектуре поселения. Она была крайне консервативной и практически не менялась со временем. Прямоугольные в плане дома строились вплотную друг к другу, проходов или улиц между домами не было. Для строительства использовались необожженные глиняные кирпичи, высушенные на солнце. Полы и стены были отштукатурены и часто раскрашены красной охрой. При строительстве крыши использовались деревянные балки, также покрытые толстым слоем глины. Вход в постройки обычно осуществлялся с крыши, откуда вниз вела лестница. Окон в постройках не было, так что отверстие в крыше было единственным источником света и свежего воздуха, а также служило дымоотводом для обязательно имевшегося в каждом доме глинобитного очага.


IMG_3564.JPG

Жилая застройка


20020619_jpq_130

Реконструкция внутреннего облика жилища


Могилы обитателей Чатал-Хёюка обустраивались прямо на территории их жилищ. Умерших хоронили под полами (чаще всего под очагами) в скрюченном положении, завернув в шкуры или тканые простыни и положив ногами к стене, а головой — в сторону центра помещения. При этом трупы подвергались процедуре экскарнации — перед похоронами их выставляли на солнце и предавали земле лишь после того, как от тела останется только скелет. В целом ряде случаев от мертвых тел отделяли черепа и хоронили их отдельно.


Catalhoyuk skellie with beads

Погребение в скорченной позе


Существование таких обрядов известно также и по другим архаическим культурам (например, культуре Бейда в докерамическом Иерихоне) и подтверждается настенными росписями по штукатурке в ряде зданий, которые первооткрыватель памятника британский археолог Джеймс Меллаарт определил как "святилища". Некоторые из фресок на стенах таких построек изображают хищных птиц, кружащих над обезглавленными человеческими телами, возможно, специально выставленными с целью экскарнации.

Catal Hoyuk vultures.JPG

Графическая реконструкция фрески с коршунами

Помимо изображений хищных птиц, в Чатал-Хёюке были найдены многочисленные настенные росписи со сценами охоты, ритуальных действий, а также с геометрическими орнаментами.


Wall painting recovered from Catalhoyuk

Настенная роспись со сценой охоты


Одна из наиболее интересных фресок изображает несколько рядов фигур, которые можно трактовать как изображение домов. Рядом с ними находится рисунок, который истолковывается как двуглавая вершина потухшего вулкана Хасандаг во время извержения, наблюдаемого из Чатал-Хёюка. Таким образом, эта фреска может расцениваться как первый в истории пример пейзажной живописи или картографии.


0606feature1

Реконструкция фрески с «картой» Чатал-Хёюка


Помимо фресок стены домов украшались рельефами, изображающими крупных кошачьих хищников и скульптурами бычьих голов.


Museum of Anatolian Civilizations002

Реконструкция святилища из Чатал-Хёюка в Музее Анатолийских цивилизаций в Анкаре - стены украшены бычьими головами и рельефами

Catal Hüyük reliefs

Рельеф с изображениями двух леопардов

Другими предметами искусства, в большом количестве найденными в Чатал-Хёюкке, являются каменные и глиняные статуэтки — фигурки животных (быков, коз, свиней) и женские статуэтки с подчеркнуто преувеличеными половыми признаками, возможно, изображающие Богиню-Мать. Самой знаменитой из них является статуэтка, изображающая сидящую тучную женщину с оружием, которая опирается на двух больших кошек — то ли львов, то ли леопардов. Высказывалось предположение, что женщина показана во время родов.
Многочисленные находки женских статуэток породили гипотезу о матриархальном характере общества в Чатал-Хёюке и отправлении там культа Богини-Матери, однако в современной науке эти идеи не находят поддержки.


Mother Goddess Catal Hoyuk large.JPG

Статуэтка Богини-Матери

В могилы наиболее знатных жителей клали различные предметы быта, как правило, посуду. Сосуды, обнаруженные в наиболее ранних слоях, были изготовлены из дерева; со временем их заменили изделия из обожженной глины; из нее же были сделаны некоторые украшения, фигурки людей и животных.


20020619_jpq_085

Глиняная фигурка, изображающая дикую свинью

Помимо этого, в VI слое были найдены изделия из самородных меди и свинца, свидетельствующие об освоении в этом регионе металлообрабатывающего ремесла задолго до наступления бронзового века. Жители Чатал-Хёюка широко использовали также обсидиан — из него изготавливались ножи, наконечники стрел и копий и даже зеркала.


20020710_mal_048

Нож из обсидиана


Neolithic mirrors of obsidian excavated by James Mellaart and his team in Çatalhöyük.

Обсидиановые зеркала


Однако основным материалом для производства предметов быта на протяжении всего времени существования поселения был кремень. Он использовался при производстве оружия — наконечников стрел и копий — а также орудий труда.


PCD2228_017 1

Кремневый нож с резной костяной рукоятью


Причины, по которым Чатал-Хёюк пришел в запустение, пока не установлены. Известно лишь, что в последние столетия его существования по соседству, примерно в 300 километрах к западу от него возникло другое крупное поселение, Хаджилар, впоследствии ставшее новым центром поздненеолитической Анатолии.