
Археологи прошли путем майя, ведущим в загробный мир
Ученые исследовали пещерный Храм сталагмитов в Мексике.
Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики проникли в так называемый Храм сталагмитов, расположенный в одной из пещер курортного района Плая-дель-Кармен.
Пещера, в которой располагался Храм сталагмитов, является частью обширной сети подземных археологических памятников. Раскопки в ней начались в августе прошлого года.
В преданиях майя этот храм упоминается как вход в подземный мир, где обитают умершие. Это место считалось священным. Майя верили, что именно здесь родились божества-покровители воды, плодородия и торговли.
В ходе исследования ученые обнаружили множество артефактов, начиная от древнего алтаря для поклонения богам и заканчивая простыми изделиями, выполненными из глины и кости. На стенах были выявлены рисунки.
По мнению исследователей, подобные храмы начали появляться, когда цивилизация майя столкнулась с серьезными проблемами. В частности, популярная теория гласит, что затянувшаяся засуха привела к резкому сокращению численности населения городов этого народа. «Входы в подземный мир» были проделаны для решения возникших проблем. Майя входили в эти храмы, чтобы даровать божествам свои подношения в надежде на их помощь и просить совета у своих умерших предков.
В своей работе археологи отмечают, что часть храма в настоящее время затоплена водой. Детальное обследование было проведено в ее сухой части. Алтарь находится в 20 м от входа в пещеру. На нем видны следы обработки — вероятно, майя еще в древности не раз перестраивали или переносили его.
В 5 м от алтаря были обнаружены фрагменты керамики позднего классического периода майя, обсидиановый нож и два человеческих зуба. Не исключено, что пещеру использовали и для человеческих жертвоприношений.
У входа в пещеру располагалось небольшое здание, построенное в доиспанский период из известняка и покрытое штукатуркой. Оно было выкрашено в синий цвет — остатки краски сохранились до сих пор. Его архитектурный стиль также характерен для позднего классического периода. Фасад имел узкий вход, выходящий на запад. Эта постройка была разрушена еще в древности.
Фото: Enrique Terrones, Antonio Reyes