«Дом двухсотлетия» в Геркулануме открылся после 36 лет ремонта
Один из наиболее интересных объектов древнего Геркуланума снова доступен для посещения.
Название «Дом двухсотлетия» было дано археологами, так как дом был обнаружен в 1938 г., т. е. через двести лет после начала раскопок Геркуланума. Жителям города в I в. н. э. он был известен как дом Гая Петрония Стефана и его жены Калантонии Фемиды. Роскошный трехэтажный дом площадью более 600 квадратных метров был одним из самых богатых в городе.
Даже после погубившего Геркуланум извержения дом Гая Петрония Стефана сохранил множество примет былого величия. В таблинуме — комнате, служившей приемной главы семьи, — сохранились фрески, изображающие Дедала и Пасифаю на одной стене и Венеру и Марса на другой. Пол таблинума покрыт мозаикой, ее центральная часть представляет собой штучную мозаику (opus sectile) из специально подобранных кусочков мрамора разных цветов, по бокам расположена более простая мозаика (opus tessellatum) с геометрическими узорами, образованными черными и белыми мраморными кубиками.
К 1983 году «Дом двухсотлетия» находился в плачевном состоянии. Причинами этого были как воздействие атмосферной влажности, так и популярность дома среди туристов. Состояние настенных росписей ухудшалось с угрожающей скоростью. Стена из туфа разваливалась, штукатурка и краска отслаивались от стены. Целостность росписей нарушали биологические организмы, частицы грязи и покрытие от предыдущей реставрации, которая должна была помочь сохранить ее, но вместо этого ускорила отслаивание. Фрагменты мозаики отделялись от пола, и часть их была потеряна. Поэтому доступ в «Дом двухсотлетия» был прекращен.
В 2011 году Институт сохранения предметов искусства Гетти приступил к реализации комплексного проекта по консервации «Дома двухсотлетия» в сотрудничестве с Археологическим парком Геркуланума и Проектом сохранения Геркуланума. Команда сосредоточилась на работе над таблинумом, начав с изучения и документирования состояния объекта и используя эти данные для составления плана консервации, который позволил бы стабилизировать настенные росписи, мозаичные покрытия и архитектурные поверхности. Исследователи смогли определить материалы и методы, использовавшиеся древними художниками для создания фресок, и те, которые использовались в более поздних реставрациях. Это была сложная многослойная проблема, которая требовала тщательного архивного изучения фотографий и письменных записей археолога Амедео Маюри, руководившего раскопками и консервацией «Дома двухсотлетия» в 1930-х — 1940-х гг., тщательного визуального осмотра и научных исследований на месте и в лаборатории. Мониторинг окружающей среды различных частей помещения, анализ солей и микроорганизмов показали, как температура, вода и соль в воздухе и почве способствовали росту бактерий и грибков и повреждению штукатурки и краски.
Проект оказался настолько успешным, что теперь материалы и технологии, применявшиеся группой реставраторов, будут использоваться при реставрации и других построек древнего города.
Фото: Ciro de Luca
Источник: The History Blog