
Древние жители Монголии отправлялись в загробный мир на колеснице в сопровождении оленя
Учёные изучили изображения колесниц эпохи бронзы на скалах и оленных камнях.
В эпоху бронзы и железного века по территории Монголии и соседних регионов (Тувы, Алтая, Казахстана) широко распространились наскальные изображения, позволяющие значительно дополнить наши представления о хозяйстве и культуре местных популяций. Один из встречающихся сюжетов — это изображения колесниц. Только на территории Монголии известно, как минимум, несколько десятков рисунков этого вида транспорта.
Изображения колесниц, сделанные на оленном камне
На территории России найдены и остатки колесниц, относящиеся к петровской культуре (XVII–XVI вв. до н. э.).
Юрий Есин из Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории совместно с коллегами из Монако исследовал древние изображения колесниц и животных, обнаруженные в районе долины реки Хойд Тамир, чтобы понять, как шёл процесс возникновения и распространения колесниц в восточно-европейских степях, значительная часть которых находится в границах современной Монголии.
Материалы, полученные в ходе археологических исследований в долине реки Хойд Тамир, позволили учёным обнаружить свидетельства использования колесниц в Центральной Монголии. Они считают, что существовало два основных периода распространения этих повозок, которые соотносятся с сагсайской культурой (до 1200 гг. до н. э.) и культурой херексуров и оленных камней (после 1200 г. до н. э.).
Одно из самых ярких свидетельств учёные обнаружили на петроглифах Хуругийн-узур, где есть только одно, но довольно информативное изображение колесницы. Совокупность её морфологических особенностей позволила археологам охарактеризовать её как типичную легкую колесницу с одной осью и двумя запряженными лошадьми.
Интересно, что запряжённую повозку на изображении сопровождает самец оленя. Эта деталь позволила учёным связать изображение колесницы на скалах Хуругийн-узур с погребальным ритуалом. Ключевая роль оленя в посмертном путешествие души наглядно демонстрируется и в погребениях сагсайского типа. Именно олень, согласно мифологическим предствлениям, отводил покойного и его лошадей на небеса.
Почитание образа оленя значительно возросло в период культуры херексуров и оленных камней, что нашло отражение в распространении стел монголо-забайкальского типа.
Учёные пришли к выводу, что первоначальное распространение колесниц в Центральной Монголии было связано с популяцией, которой принадлежат погребения сагсайского типа. Курганы и наскальные рисунки этой культуры появляются примерно на 150–200 лет раньше, чем памятники культуры херексуров и оленных камней. В это время колесницы могли использоваться с целью управления табунами лошадей, а также занимали важное место в погребальных обрядах и верованиях.
На верхнем фото: Изображение колесницы эпохи бронзы из грота Акбаур, Казахстан
Источник: N + 1