Генетики проверили гипотезу о совместном распространении языков и сельского хозяйства в Восточной Азии
04.03.2021

Генетики проверили гипотезу о совместном распространении языков и сельского хозяйства в Восточной Азии

Земледельцы бассейна Хуанхэ сыграли важную роль в распространении сино-тибетских языков.

Восточная Азия представляет интерес как один из ранних центров одомашнивания растений и животных, кроме того этот регион отличается необычайно высоким разнообразием языков. В то же время популяционная история Восточной Азии остается малоизученной из-за недостатка данных по древней ДНК и ограниченных — по генофонду современного населения.

Международный коллектив генетиков под руководством Дэвида Райха из Гарвардского медицинского центра собрал образцы ДНК 383 человек из 46 популяций Китая и Непала. Их сравнили с 166 древними геномами, полученными из останков, найденных в Монголии (82 индивида от 5700 г. до н. э. до 1400 г. н. э.), в Китае (11 индивидов около 3000 г. до н. э. в бассейне Хуанхэ), в Японии (7 охотников-собирателей культуры Дзёмон 2500-800 гг. до н. э.), на Дальнем Востоке России (18 индивидов из захоронения Бойсман-2 около 5400-3600 гг. до н. э., один — около 900 г. до н. э. и один — около 1100 г. н. э.) и на Тайване (46 индивидов 1300-800 гг. н. э.). Для исследования использовали также данные по 1079 ранее опубликованным древним геномам и 3265 геномам современного населения.

По полученным данным учёные провели анализ главных компонент, спроецировав древние геномы на геномы современного населения. Исследование показало, что популяционная структура в большей степени коррелирует с географией и в меньшей — с языком. Группы населения в Северо-Западном Китае, Непале и Сибири генетически отклоняются к Западной Евразии, что отражает смешение, происходившее от 5 до 70 поколений назад. В раннем голоцене популяции Восточной Азии были сильнее дифференцированы, чем сегодня, и это означает, что между первоначально разделенными восточноазиатскими генетическими линиями позднее происходило смешение.

В популяционной структуре Восточной Азии исследователи выделили три кластера. Кластер «бассейн Амура» включает древних и современных людей, проживающих в бассейне Амура, лингвистически они относятся к тунгусоязычным народам и нивхам. Кластер «Тибетское нагорье» по большей части состоит из древних индивидов из Непала и коренных тибетцев. Кластер «Юго-Восточная Азия» объединяет древних индивидов из Тайваня и современные группы тай-кадайских, австроазиатских и австронезийских языков.

Образцы ДНК населения бассейна Амура и по Y-хромосоме, и по митохондриальной ДНК продемонстрировали локальную непрерывность популяции на протяжении более 5 тысяч лет: от раннего неолитического населения (5500 г. до н. э.) и носителей бойсмановской культуры (5000 г. до н. э.) до представителей янковской культуры (900 г. до н. э.) и культуры Сяньби (50-250 гг. н. э.). На востоке эта генетическая клина включает большую долю компонента Дзёмон на востоке, а на западе — большую долю компонента монгольского неолита. Кроме того, оказалось, что американские индейцы разделяют больше аллелей с бойсмановской культурой и монгольским неолитом, чем с большинством других восточноазиатских популяций.

Один из вопросов заселения Восточной Азии касается путей, по которым оно происходило: какова была роль тихоокеанского берегового пути и внутреннего материкового пути? В распоряжении учёных имеется лишь два доледниковых генома из Восточной Азии, но важную информацию можно получить и из анализа постледниковых геномов. О важности берегового пути говорят, в частности, данные Y-хромосомного анализа тибетцев, у которых оказалась очень высокая частота (около 50%) гаплогруппы D-M174, которая характерна для современных японцев, а также для японских охотников-собирателей культуры Дзёмон.

Использование метода qpGraph показало, что большая часть предковых компонентов восточноазиатов получена из смешения в разных пропорциях двух древних популяций: одной — той же линии, что и доледниковый геном Тяньюань из Северного Китая, и другой — линии, характерной для современного населения Андаманских островов. Компонент, родственный коренному андаманскому народу онге, составляет 100% у населения Андаманских островов, 44% у Дзёмон и 20% у древних земледельцев Тайваня, что согласуется с распространением по береговому пути, его можно проследить и по Y-хромосомной гаплогруппе D-M174. Что касается тибетцев, у которых её доля также высока, авторы исследования предполагают, что тибетские охотники-собиратели представляют собой рано отделившуюся ветвь этой позднеплейстоценовой береговой миграции, которая пошла внутрь материка и заселила высокогорье.

На геномных данных ученые проверили трансазиатскую гипотезу совместного распространения языков и сельского хозяйства, в соответствии с которой, увеличение плотности популяции в центрах развития земледелия стимулировало движение населения и тем самым — передачу языков. Трансазиатская гипотеза предполагает, что языковые макросемьи (монгольская, тюркская, тунгусская, корейская и японская) произошли от протоязыка, связанного с распространением культуры возделывания проса. Если следовать данной гипотезе, то языки распространялись вдоль реки Ляохэ на северо-востоке Китая, на запад в Монголию, на север в Сибирь и на восток в Корею и Японию. По соотношениям генетических компонентов в разных группах населения эта гипотеза подтвердилась для японских и корейских языков, но не нашла подтверждения для монгольских и тунгусских языков.

Была также проверена гипотеза о распространении сино-тибетских языков с севера. Тибетское нагорье было впервые заселено людьми еще 40-30 тысяч лет назад, но только около 1600 г. до н. э., с появлением земледелия, оно стало местом постоянного проживания людей. Коренные тибетцы говорят на сино-тибетских языках, связанных с языками прибрежной равнины Китая.

Гипотеза северного происхождения сино-тибетцев предполагает, что земледельцы, культивирующие просо в верхнем и среднем течении Хуанхэ, продвигались, распространяя тибето-бирманские языки, на юго-запад к Тибетскому плато, а также на восток и на юг к центральным равнинам, распространяя китайские языки. Гипотеза южного происхождения сино-тибетцев подразумевает, что протоязыки возникли в Тибето-И коридоре, соединяющем высокогорье с равнинами.

Для проверки данных гипотез 17 тибетских популяций были сгруппированы в три генетических кластера: «Тибетское ядро»; «Северные тибетцы» и «Тибето-И коридор». Анализ геномных данных этих кластеров свидетельствует в пользу гипотезы о северном происхождении сино-тибетцев. Это подтверждается и данными по Y-хромосоме — общая гаплогруппа Oα-F5 у китайцев хань и тибетцев возникла около 3800 г. до н. э.

Одной из задач исследования стал поиск западноевразийского генетического следа в популяциях Восточной Азии. Имея в распоряжении временную транссекту образцов ДНК из Монголии (6000-600 гг. до н. э.), авторы смоделировали монгольский генофонд из четырёх источников. Первый — первично восточноазиатский; второй — западносибирские охотники-собиратели; третий — носители афанасьевской культуры, генетически сходные с ямниками; четвертый — скотоводы синташтинской культуры, генетически возникшие из смешения ямников и европейских земледельцев.

Выяснилось, что в монгольских образцах вплоть до середины бронзового века присутствует генетический компонент носителей ямной культуры, который распространялся через представителей афанасьевской культуры. После этого времени компонент ямников исчезает, но появляется компонент носителей синташкинской культуры, особенно ярко выраженный на западе Монголии. В VI-IV вв. до н. э. в монгольском регионе распространяется генетический компонент из Турана (исторический регион в Центральной Азии). В отличие от Монголии, на западе Китая компонент представителей ямной (афанасьевской) культуры усиливается, что видно по носителям культуры Шижэньцзыгоу железного века (410-190 гг. до н. э.).

В образцах из могильника Шижэньцзыгоу на западе Китая учёные исследовали генетические полиморфизмы, связанные с фенотипическими признаками. Они выяснили, что два аллеля (rs1426654 и rs16891982), ассоциированные со светлой пигментацией кожи, и один (rs12913832) — с голубым цветом глаз, достигают здесь заметной частоты. В то же время, аллель толерантности к лактозе, как и во всей Восточной Азии, почти полностью отсутствует.

Наконец, генетики по полученным данным сделали вывод о том, что тохарские языки бассейна реки Тарим распространялись через миграцию носителей генетической линиюи ямников на Алтай и в Монголию, а оттуда — в Синьцзян. Эти результаты являются дополнительным доказательством в пользу гипотезы, что отделение второй по древности ветви индоевропейских языков происходило в конце IV тыс. до н. э.

Источник: Генофонд.рф