Генетики выяснили, кто из жителей неолитических поселений Анатолии был родственниками
27.04.2021

Генетики выяснили, кто из жителей неолитических поселений Анатолии был родственниками

Усиление осёдлости шло параллельно с ростом генетического разнообразия внутри общин.

Социальная организация первых полностью оседлых обществ, возникших в период неолита, во многом остаётся загадкой, так как изучение материальной культуры дает о ней лишь ограниченное представление. Однако неолитические общины Анатолии часто хоронили своих покойников под полами жилых домов, что позволяет изучать состав семьи и социальную организацию поселений не только с точки зрения археологии, но и с привлечением данных палеоантропологии и генетики.

Рейхан Яка из Ближневосточного технического университета и его коллеги исследовали социальную организацию анатолических поселений, относящихся к двум неолитическим периодам. Первый представлен одними из самых ранних оседлых стоянок в центральной Анатолии — Ашиклы-Хёюк (около 8350–7300 гг. до н. э.) и Бонкуклу-Хёюк (около 8300–7600 гг. до н. э.). Более поздний период представлен стоянками Чатал-Хёюк (около 7100–5950 гг. до н. э.), Тепеджик-Чифтлик (около 7500–5800 гг. до н. э.) и Барджин-Хёюк (около 6600–6000 гг. до н. э.).

Выяснилось, что пять женщин из Ашиклы-Хёюка, похороненных в двух соседних зданиях, могли быть современницами. Все методы исследования идентифицировали их как две пары родственников первого порядка. Одна пара включала погребённых вместе взрослую женщину и ребёнка, другая — взрослую женщину и ребёнка, захороненных раздельно, но поблизости друг от друга. Генетические данные указали на то, что в обеих парах взрослая женщина и девочка были скорее всего сёстрами. Вместе со второй парой была похоронена ещё одна взрослая женщина, не являвшаяся их кровной родственницей.

В Бонкуклу-Хёюке исследователи исследовали 9 индивидов, похороненных в трёх зданиях и за их пределами. Как и в Ашиклы-Хёюке, учёные смогли идентифицировать близких родственников среди большинства погребённых. Единственным исключением был младенец, похороненный рядом со взрослой женщиной, с которой, как и с другими исследованными особями, он не был связан узами родства. Среди пятерых человек, погребённых в двух примыкающих друг к другу зданиях, были две пары родственников первой степени: мать и взрослый сын и взрослые брат и сестра.

В Чатал-Хёюке 10 индивидов, погребённых в трёх помещениях, датируемых серединой VII тыс. до н. э., составляли три группы совместных захоронений. Учёные смогли идентифицировать лишь одну пару из брата и сестры (младенца и ребёнка), похороненных в одном и том же здании.

Среди 10 исследованных особей из Барджин-Хёюка, погребённых в трёх или, возможно, четырёх зданиях, учёные определили только две пары родственников: несовершеннолетних сестёр и несовершеннолетних мальчиков, которые были родственниками второго-третьего порядка. Обе пары были похоронены в непосредственной близости друг от друга. Ни у кого из других индивидов близких родственников обнаружено не было, включая четырёх младенцев, найденных в одном помещении.

Данные из Тепеджик-Чифтлика включали геномы лишь пяти особей. Исследователи идентифицировали среди них одну вероятную пару мать и взрослый сын, похороненных в разных частях одного и того же помещения.

Учёные пришли к выводу, что в социальных структурах раннего неолита состав домашних хозяйств был, вероятно, в некоторой степени обусловлен генетическим родством. Это особенно заметно в данных, полученных на Ашиклы-Хёюке и Бонкуклу-Хёюке. Тем не менее, исследователи отметили, что даже там значительная часть выборки включала индивидов (в основном несовершеннолетних), похороненных в одних помещениях с людьми, не являвшимися их родственниками. Генетическое родство в совместных захоронениях было особенно низким в VII тыс. до н. э. на Чатал-Хёюке и Барджин-Хёюке.

Анализ генетических связей на популяционном уровне показал, что увеличение мобильности населения и рост генетического разнообразия внутри поселений происходили одновременно с усилением зависимости от сельского хозяйства и животноводства, переходом к строительству более крупных помещений, а также вероятным демографическим ростом и возможными изменениями в моделях социальной организации.

На верхнем фото: погребение с поселения Чатал-Хёюк (автор фото: mia!)

Источник: N + 1