Голова персидского воина вернулась на родину
23.10.2018

Голова персидского воина вернулась на родину

Дважды похищенный древний барельеф возвращен в Иран по решению суда в Нью-Йорке.

Вырезанное на камне изображение головы персидского воина было передано представителю Ирана в ООН, а на родину барельеф доставил президент Хасан Рухани, возвращаясь с Генеральной ассамблеи ООН.

Центральной постройкой в древнем Персеполе была Ападана — дворец с огромным парадным залом для торжественных церемоний, построенный по приказу Дария I. Ападана была построена на несколько метров выше уровня горной террасы, на которой расположен Персеполь, и к ее входу вели две лестницы. По бокам лестницы и балюстрады облицованы камнем с вырезанным изображением длинной процессии. С внутренней стороны мы видим представителей многочисленных народов Персидской империи, несущих царю дары своих стран. С внешней — идущих друг за другом воинов. Исследователи считают, что здесь изображены «бессмертные» — элитный корпус персидской армии, насчитывавший десять тысяч человек. Рельефы с этими воинами были обнаружены в Персеполе в 1933 г. в ходе раскопок, которые вел Восточный институт Чикагского университета. Они были вырезаны между 510 и 330 гг. до н. э.


1933-photo-of-reliefs-in-situ.jpg


Когда пропал один из фрагментов рельефа, неизвестно. Это случилось в конце 1930-х или в 1940-х гг. В 1951 г. он появился в коллекции знаменитого парижского торговца древностями Поля Маллона. У него голову воина купил канадский предприниматель и коллекционер Фредерик Кливленд Морган. Цена была невысока — всего тысяча долларов. В течение всей жизни Фредерик Кливленд Морган делал крупные пожертвования Монреальскому музею изящных искусств. В 1950-х гг. там оказался и рельеф из Персеполя.

Шестьдесят лет голова персидского воина находилась в экспозиции музея. Но в сентябре 2011 г. рельеф был похищен во второй раз. Неизвестный мужчина вошел в музей среди бела дня и вынес персидский рельеф и римскую мраморную голову I века. Преступление так и не было раскрыто.

Однако в январе 2014 г. персидский рельеф обнаружился в доме коллекционера из Эдмонтона. Тот утверждал, что считал рельеф копией и купил его у «друга своего друга» за 1400 канадских долларов. Музей в Монреале решил сохранить полученную от страховой компании после кражи сумму в 950 000 долларов, поэтому конфискованный рельеф перешел в собственность страховщика — фирмы AXA. Новый владелец быстро продал рельеф британскому торговцу древностями Руперту Уэйсу. В октябре 2017 г. Уэйс предложил скульптур для продажи за 1,2 миллиона долларов на Европейской ярмарке изобразительного искусства (The European Fine Art Fair, TEFAF). Хотя основная ярмарка проводится регулярно в Маастрихте, каждый год организуются дополнительные ярмарки под брендом TEFAF в других городах, в том числе дважды, весной и осенью, в Нью-Йорке. Именно там и планировалось продать персидский рельеф.

Но власти приостановили продажу и конфисковали рельеф для судебного разбирательства, так как прокурор округа Манхеттен начал расследование по подозрению в контрабанде. Для владельца рельефа это стало неожиданностью, ведь голова персидского воина выставлялась в музее и была неоднократно опубликована задолго до 1970 г., когда была принята Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Поскольку обратной силы конвенция не имела, артефакт, вывезенный из Ирана в 1930-х гг., не подлежал возвращению.

Прокурор в своих действиях опирался на иранский закон 1930 г. о защите культурного наследия, запретивший свободный вывоз древностей из страны. Поскольку документально подтверждено, что как минимум в 1936 г. рельеф с головой воина еще находился в Персеполе, он попадает под действие этого закона. На суде прокурор проанализировал историю владения рельефом и пришел к выводу, что ни одного из владельцев нельзя признать добросовестным приобретателем, так как «покупатель должен проявить должную осмотрительность в выяснении реальности происхождения объекта вместо того, чтобы полагаться на гипотезу». Владельцы же рельефа предпочитали довериться утверждению, что он был вывезен из Ирана еще в XIX веке. У них не было доказательств, подтверждающих эту гипотезу, и они не пытались определить ее достоверность.

В июле этого года судья Верховного суда Нью-Йорка распорядился вернуть рельеф в Иран. После некоторых переговоров лондонские дилеры согласились с этим решением. И на этой неделе рельеф отправился туда, где он был создан более двадцати веков назад.

Источник: Полит.ру