Голова со дна Керченской бухты в древности была раскрашена
05.03.2020

Голова со дна Керченской бухты в древности была раскрашена

Губы статуи были окрашены в красный цвет, а волосы покрыты темной краской.

Античные скульптуры, которые мы привыкли видеть белыми, в древности раскрашивали. Не была исключением и терракотовая мужская голова, найденная в 2017 г. подводными археологами под руководством Сергея Ольховского при строительстве Крымского моста на дне Керченской бухты. Эту находку ученые связывают с культурным слоем VIII–VI вв. до н. э., образовавшимся в гавани древнегреческого города Пантикапей.

Как показали первичные исследования, голова (возможно, античного божества) была сделана из пористой глины методом оттиска с матрицы. Гравировкой по сырой глине мастер обозначил волосы и бороду, затем изделие было обожжено: такая технология широко применялась уже в VI в. до н. э., но обычно для изготовления небольших тонкостенных статуэток.

Искусствоведческий анализ показал, что скульптор при создании головы опирался на традиции сразу нескольких школ. Верхняя часть лица выполнена в архаической традиции — на это указывают крупные глаза и резкие переходы. Нижняя часть лица — нос, губы и борода, созданы в восточных канонах. Это смешение стилей указывает, что скульптура вышла из небольшой мастерской в одном из греческих городов Малой Азии. Искусствоведы датировали находку эпохой греко-персидских войн и периодом расцвета классической греческой скульптуры — V в. до н. э. Проведенный радиоуглеродный анализ образцов органики, взятых с внутренней части изделия (из области усов, ноздрей, верхней губы и из углубления линии волос, обозначающих бороду), подтвердил датировку искусствоведов.


02.jpg


Часть взятых образцов передали в Курчатовский институт, где ученые с помощью электронной микроскопии выяснили, что в пробах, взятых с лицевой части, есть органические соединения, а в пробах из внутренней части скульптуры — свинец. Ученые полагают, что свинец остался от крепления, находившегося внутри статуи. Она могла крепиться нижней частью к утраченной опоре или основанию с помощью свинцовой стяжки. Возможно, скульптура устанавливалась на корабле с помощью свинцовых креплений.

Органику с лицевой части головы исследовали методом инфракрасной спектроскопии. В итоге удалось установить, что на поверхности присутствуют вещества, которые содержит смола хвойных деревьев — сандарак. Это ароматическая смола, которая сегодня применяется для покрытия картин, а в древнем Египте ее использовали для бальзамирования. Нанесенная на скульптуру смола препятствовала разрушающему действию морской воды.

В пробах также обнаружили минералы — якобсит и браунит, которые традиционно использовались для создания темных красителей. Их образцы были обнаружены только на волосах. Рентгенофазный анализ показал, что минералы были лишь на верхней поверхности смоляных образцов. Этот факт указал на метод окраски скульптуры: сначала наносилась основа — смола, а затем на смолу наносили краситель.

Фотограмметрическая съемка скульптуры показала, что в углублениях, имитирующих бороду и волосы, а также на губах, есть фрагменты темно-коричневого материала. С помощью усиления цветового контраста пятна на скульптуре проявились в виде сплошного покрытия на волосяном покрове. Пятна отсутствовали на лице, щеках, лбу и ушах.

Еще одно открытие таилось в пробе, взятой из уголка губ. Здесь обнаружено высокое содержание гипса. Стало понятно, почему этот слой выглядит как беловатый налет на губах. В этом же образце обнаружено железо. Сочетание гипса и железа позволило ученым сделать вывод, что губы статуи сначала были покрыты смолой, затем цвет выровнен гипсом и сверху нанесли краситель — красную охру.

В итоге ученым удалось частично восстановить окраску терракотовой скульптуры. Оказалось, что волосы и борода были окрашены в коричневый цвет, а губы были ярко-красными. Не удалось восстановить лишь цвет глаз скульптуры.

Источник: Институт археологии РАН