Изотопный анализ выявил среди скифов Причерноморья тех, кто вёл оседлый образ жизни
11.03.2021

Изотопный анализ выявил среди скифов Причерноморья тех, кто вёл оседлый образ жизни

Рацион питания оседлых и кочевых скифов существенно отличался.

Ученые провели изотопный анализ останков людей из захоронений скифского времени и определили характер рациона и степень мобильности жителей причерноморских степей и лесостепной полосы в железном веке. Результаты исследования показали, что среди представителей местного населения были не только кочевники: часть людей вела оседлый или полуоседлый образ жизни. Их рацион существенно отличался от образа питания кочевых скифов преобладанием продуктов из проса, которое, по-видимому, было основной возделываемой культурой в регионе. Об этом сообщает статья в журнале PLoS One.

Скифская культурно-историческая общность занимала с конца VIII до конца III вв. до н. э. обширные степные и лесостепные территории от Нижнего Подунавья через Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Нижнее Поволжье до Средней Азии и Южной Сибири. Она представлена рядом археологических культур, в которых обнаруживают комплекс черт, известный как «скифская триада»: оружие определенного типа, сходные элементы конского снаряжения и специфическая манера зооморфного декоративно-прикладного искусства, получившая название звериного стиля. Носители этих культур — причерноморские скифы, савроматы, саки, массагеты и другие — принадлежали по большей части к ираноязычным племенам, но этнические особенности различных групп в составе огромной скифской общности были, по-видимому, весьма разнообразными.

Аархеологические материалы и древние письменные источники (например, сочинения Геродота), традиционно указывают на ведущую роль кочевого скотоводства в хозяйстве народов скифской общности. Предполагается, что оно определяло образ жизни подавляющего большинства представителей скифских культур, и в первую очередь массовую высокую мобильность и воинственность населения, в то время как оседлый быт был свойствен группам, занимавшим периферию скифского мира.

Однако современные исследования показывают, что структуру этого мира следует считать более сложной, чем представлялось ранее.

Антропологи и археологи из Германии, США, Украины, Швейцарии и Южной Африки во главе с Алисией Вентреска Миллер из Мичиганского университета изучили захоронения скифской эпохи из разных областей Среднего и Нижнего Поднепровья (на территории Украины). С помощью анализа соотношения изотопов стронция и кислорода в зубной эмали учёные определяли дальности миграций, а по изотопным сигнатурам углерода в зубах и в остеологическом материале (в комплексе с данными об относительном содержании изотопов азота) — приблизительный состав рациона.

Учёные проанализировали останки из трёх групп скифских могильников: с Бельского городища VI в. до н. э. в Полтавской области, курганов VIII–III вв. до н. э. близ села Медвин в Киевской области, и погребений IV–II вв. до н. э. из крупного некрополя Мамай-Гора в Запорожской области. Бельское городище, отождествляемое рядом историков с укреплённым скифским поселением Гелон, о котором рассказывал Геродот, и Медвин дают представление об образе жизни населения лесостепной полосы. Могильник Мамай-Гора, использовавшийся с неолита до золотоордынской эпохи, расположен в степной зоне.

Изотопы стронция 87Sr и 86Sr попадают в организм человека и животных в том же соотношении, в каком они содержатся в коренных породах, почве и воде региона, служившего источником ресурсов для питания, поэтому их соотношение позволяет судить о дальности и направлении миграций. В зубной эмали у 20 человек с Бельского городища оно соответствует местному соотношению изотопов, у остальных 5 человек значения указывают на районы в 90 км к северу и в 160 км к востоку от городища. На некрополе Мамай-Гора у 13 погребённых оно совпадает с местным диапазоном, а 2 человека мигрировали из областей, расположенных более чем в 200 км. В Медвине соотношение изотопов стронция у всех исследованных (9 человек) целиком находится в пределах местного диапазона.

Получить представление о мобильности можно также по соотношению изотопов кислорода в воде той или иной местности. В результате исследований только у одного индивида из Мамай-Горы и у двух с Бельского городища в эмали зубов обнаружились признаки употребления воды с другим изотопным составом кислорода.

Соотношение изотопов углерода 13C/12C в зубной эмали отражает степень употребления продуктов из растений с различным типом фиксации углерода, а также из мяса и молока поедавшего эти растения домашнего скота. Растения с большим отклонением сигнатуры 13C/12C от стандарта, плохо усваивающие изотоп 13C, относят к C3-фотосинтетикам; в Северном Причерноморье эпохи железного века они представлены главным образом луговыми цветочными биомами. Главная сельскохозяйственная культура скифской эпохи — просо — принадлежит фотосинтетикам типа C4, которые менее активно фракционируют стабильные изотопы углерода.

Выяснилось, что показатель уровня потребления C4-фотосинтетиков (проса) колеблется в широких пределах. Диапазон его значений на Бельском городище и особенно в Медвине указывает на просо как на один из основных источников питания, по крайней мере, для некоторых жителей. В Мамай-Горе его употребление было более умеренным. Изотопный анализ углерода в костном коллагене также свидетельствует о большей распространенности растений типа C4 в Медвине. Здесь же оказались самые низкие данные по азоту — это означает, что местное население употребляло меньше мяса, а доля растительных продуктов в рационе была выше.

Учёные уверены, что полученные результаты говорят о сложности хозяйственного уклада в скифской культурной общности Северного Причерноморья. По-видимому, и дробление занятого скифами ареала на области с различным типом хозяйствования было более мелким и пёстрым, чем считалось до настоящего времени. При этом часть населения одного и того же района могла обладать высокой мобильностью и заниматься преимущественно кочевым скотоводством, а прочие жители — возделывать сельскохозяйственные культуры в условиях оседлости или полуоседлости.

Источник: N + 1