Известнейший археолог спустя несколько лет после смерти обвинен в подделке своих открытий
В квартире британского археолога Джеймса Мелларта (1925–2012) обнаружены черновые наброски его знаменитых находок.
Речь идёт о выдающемся британском археологе Джеймсе Мелларте (James Mellaart, 1925–2012), открывшем и исследовавшем знаменитые неолитические поселения Чатал-Хёюк и Хаджилар в Турции. Эти памятники дали археологам возможность проследить зарождение и развитие одной из древнейших цивилизаций планеты. Раскопки на Чатал-Хёюке продолжаются до сих пор. Работы Мелларта в Чатал-Хёюке принесли ему широкое признание, а его книга об этом поселении, вышедшая в 1967 году, стала классикой.
Джеймс Меллаарт расчищает фреску в Чатал-Хёюке
Однако помимо чистой научной славы, у британского «Индианы Джонса» был и шлейф негативной репутации, связанной с тем, что его неоднократно обвиняли в торговле историческими артефактами, а также в преувеличении или искажении своих же собственных открытий. В конечном итоге это привело к тому, что в 1964 г. правительство Турции навсегда запретило ему проводить раскопки и даже въезжать на территорию страны.
После того, как проведение раскопок на территории Анатолии оказалось недоступным для Джеймса Мелларта, он на протяжении полувека продолжал кабинетные исследования, активно публиковался в крупнейших мировых изданиях.
Незадолго до своей смерти в 2012 г. Джеймс Мелларт попросил своих коллег — археологов и историков — опубликовать его оставшиеся ненапечатанными открытия. Одним из текстов, которые Мелларт завещал опубликовать, был текст стелы из турецкой деревни Бейкёй, выполненный на лувийском языке. Ученый утверждал, что копию текста снял французский археолог Жорж Перро еще в 1878, а вскоре после этого местные жители использовали плитку с оригиналом при строительстве мечети. В тексте речь шла о событиях 3200-летней давности и рассказывалось о троянском принце по имени Муксус и «народах моря».
Публикация текста была встречена научным сообществом скептически. Многие ученые посчитали эту находку Джеймса Мелларта изощренной подделкой, изготовленной или самим археологом, или какими-то шутниками-знатоками лувийского языка, который, как часто говорил Мелларт, он вообще не понимал.
Швейцарский археолог Эберхард Цанггер, президент Фонда лувийских исследований, неоднократно сотрудничавший с Джеймсом Меллартом, очень серьезно отнесся к этим заявлениям и попытался проверить их. Для этого он связался с Аланом Меллартом, сыном знаменитого археолога, и уговорил его предоставить ему полный доступ к квартире и мастерской своего отца.
Бумаги Джеймса Мелларта, связанные с текстом стелы из Бейкёя
Первый же визит в квартиру Джеймса Мелларта обрушил все надежды швейцарского исследователя — он нашел целую пачку документов, которые четко указывали на то, что Мелларт в совершенстве владел лувийским языком, а также несколько черновых версий «древнелувийского» текста, который его сын передал после смерти отца его коллегам.
Более того, Эберхард Цанггер обнаружил множество свидетельств того, что Мелларт посылал подобные подделки и другим историкам и лингвистам, пытаясь выдать их за реальные находки, на протяжении последних 50 лет. Некоторые из них британский археолог публиковал под своим именем в самых престижных научных журналах, пользуясь заработанной ранее репутацией. Как отмечает Эберхард Цанггер, часть из опубликованных Меллартом находок может быть вполне настоящей, что помогало ученому авантюристу усыплять бдительность коллег и заметать следы.
В частности, в квартире известного ученого были найдены куски стен, на которых были нацарапаны изначальные наброски фресок, которые, по словам Джеймса Мелларта, когда-то были найдены им в Чатал-Хёюке. Первые описания фресок были опубликованы Меллартом в 1962 году в журнале «Archaeology», и затем открытия публиковались в течение нескольких десятилетий. Некоторые из фресок не были сфотографированы, а были представлены лишь их зарисовки, в том числе — знаменитое изображение извергающегося вулкана. Мелларт утверждал, что сфотографировать их не удалось, поскольку при прикосновении те рассыпались в пыль.
Реконструкция фрески с "картой" Чатал-Хёюка и извергающимся вулканом
«Он использовал один и тот же подход в течение полувека, — пояснил Эберхард Цанггер. — Сначала он получал чрезвычайно широкие и глубокие сведения о территории, которой интересовался. Затем он пытался использовать это знание, чтобы создать связную историческую картину».
По словам Эберхарда Цанггера, такой подход нередко встречается у историков и археологов (не будем сейчас вдаваться в обсуждение его правильности). Отличие в том, что ученые при этом ищут свидетельства, которые либо подтверждают, либо опровергают их догадки. Мелларт же, по утверждению Цанггера, подделывал рисунки артефактов и переводы якобы существовавших надписей, чтобы подкрепить свои теории.
Эберхард Цанггер разбирает бумаги Джеймса Мелларта
«Надо мной совершили настоящее надругательство. Мелларт не испытывал никаких угрызений совести и сомнений, разрушая жизни и карьеры тех людей, чьим доверием он пытался воспользоваться. Теперь нам будет крайне сложно разобраться, какая часть его наследия является реальной, а какая — мистификацией и обманом», — заключил Эберхард Цанггер.
Что из «находок» Джеймса Мелларта является подлинным, а что фальшивкой, пока установить сложно.
«Все, что опубликовал или оставил за собой Мелларт, представляет собой смесь из реальных фактов, непроверенных данных и полных фантазий. После того, как Мелларту запретили въезд в Турцию, он прожил еще около половины века. Судя по всему, в это время он все больше погружался в какой-то полуфантастический мир. Возможно, что так он хотел отомстить туркам и коллегам, заставляя их „копать“ в неправильном направлении», — заявил Эберхард Цанггер.
Иэн Ходдер, нынешний руководитель археологических исследований в Чатал-Хёюке, отказался комментировать разгоревшийся скандал.
Фото: Luwian Studies Foundation
Источник: Live Science