Храму в Эсне вернули цвета 2000-летней давности
Реставрация позволила прочитать древнеегипетские названия созвездий.
Международная команда египтологов из Института древних исследований Ближнего Востока Тюбингенского университета (Германия) и Министерства туризма и древностей Египта сумела воссоздать первоначальные цвета внутренней отделки храма Эсны.
Храм в Эсне, расположенный в 60 км к югу от Луксора, был открыт около 200 лет назад во время Египетского похода Наполеона. Ещё во времена Наполеона он привлекал внимание экспертов в области египтологии и считался идеальным образцом древнеегипетской храмовой архитектуры.
От первоначальной постройки сохранился только вестибюль (пронаос). Это здание из песчаника длиной 37 м, шириной 20 м и высотой 15 м было пристроено к основному объёму при римском императоре Клавдии (41-54 гг. н. э.). Его крышу поддерживают 24 колонны, их капители, как и капители 18 отдельно стоящих колонн, украшены разнообразными растительными мотивами. Строительство храма, по оценкам специалистов, длилось около 200 лет.
Храм в Эсне наиболее знаменит своим «астрономическим» потолком и иероглифическими текстами. Они считаются наиболее поздним корпусом последовательных иероглифических текстов, описывающим религиозные верования той эпохи и культовые события, происходившие в данной местности.
Освободившись от толстых слоев копоти и грязи, теперь храм выглядит так, как, возможно, он выглядел около 2000 лет назад.
Реставрационные работы помогли не только воссоздать первоначальные цвета текстов и рельефных изображений внутри храма, но и позволили сделать важное открытие. Под толстым слоем сажи и птичьих экскрементов команда исследователей во главе с египтологом Кристианом Лейтцем обнаружила ранее неизвестные надписи, раскрывающие тайну древнеегипетских названий некоторых созвездий.
Иероглифические надписи, исследованные ранее, были выполнены рельефно и их можно было кое-как различить даже под наслоениями загрязнений, вновь же найденные надписи на «астрономическом» потолке храма были всего лишь нанесены краской, и слои копоти скрывали их полностью. Чтобы не повредить надписи, реставраторы удаляли с них загрязнения буквально по крупицам.
Следует отметить, что реставрационные работы в храме, начавшиеся в 2018 г., не прекращались даже во время пандемии коронавируса.
Источник: Eberhard Karls Universität Tübingen