Легендарной египетской женщины-врача Мерит Птах никогда не существовало
Первая женщина-врач, известная по имени, действительно жила в Египте, но в другое время и её звали Песешет.
Имя целительницы Мерит Птах, переводящееся как «возлюбленная бога Птаха», впервые всплыло в первой половине XX века. Для мировой общественности этот, как тогда считалось, исторический персонаж был открыт канадской феминисткой, доктором Кейт Кэмпбелл Херд-Мид. В 1938 г. она опубликовала книгу под названием «История женщин в медицине: от самых ранних времен до начала XIX века». В ней Херд-Мид и описала Мерит Птах как «первую женщину в истории науки, известную по имени».
«Первая женщина-врач Древнего царства появилась в период правления пятой династии, или около 2730 г. до н. э.», — писала Кейт Кэмпбелл Херд-Мид. — «Она практиковала во время правления царицы Неферирика-Ра. Ее сын был первосвященником, в гробнице которого находилась табличка, описывающая его мать как „главного врача“».
Интерес к этой персоне был подстегнут в 1980-е гг., когда Мерит Птах стала настоящей легендой, в ее честь даже назвали кратер на Венере. И вот сейчас внезапно выяснилось, что такой женщины, вероятно, никогда не существовало.
Историк медицины Якуб Квецински из Университета Колорадо (США) не нашел ни в одном древнеегипетском источнике записей о враче по имени Мерит Птах, тем более в качестве одного из главных целителей. Она также отсутствует в списке женщин-«администраторов» Древнего царства. Кроме того, в Долине царей в принципе нет гробниц эпохи Древнего царства, но они имеются в Фиванском некрополе.
Впрочем, Якуб Квецински отыскал упоминания другой египтянки, обстоятельства жизни которой поразительно схожи с описаниями фантомной Мерит Птах. Во время полевого сезона 1929-1930 гг. работавшая на некрополе Саккары в Гизе экспедиция обнаружила гробницу царского чиновника и главного жреца Ахетотепа. Он жил в период правления пятой династии около 2400 г. до н. э. Надпись на ложной двери гробницы действительно сообщает о его матери, которая была целительницей и «надзирательницей за женщинами-целительницами». Однако имя ее было Песешет, а не Мерит Птах.
Более того, в личной библиотеке Кейт Кэмпбелл Херд-Мид была найдена книга с кратким описанием обнаруженной в Саккаре гробницы Ахетотепа. Якуб Квецински предполагает, что Херд-Мид попросту перепутала Песешет с женой визиря Рамоса, которую действительно звали Мерит Птах. Вот только жила она около 1350 г. до н. э., то есть более чем через тысячу лет после Песешет, и была похоронена в Долине царей.
«К сожалению, Хард-Мид в своей книге случайно перепутала не только имя древнего целителя, но и дату, когда она жила, а также расположение гробницы. Из-за этого осталась в тени история подлинной древнеегипетской женщины-целительницы по имени Песешет, которую действительно можно назвать первой женщиной-врачом, известной по имени», — заявил Якуб Квецински.
История этой древнеегипетской целительницы показывает, как легко могут распространиться ошибочные исторические записи после того, как они появились в кругах любителей истории. Однако Якуб Квецинский считает, что самое поразительное в этом открытии — это даже не ошибка, а решимость целых поколений женщин-историков восстановить забытую историю женщин-целительниц. Они очень хотели доказать, что наука и медицина никогда не были исключительно мужскими занятиями. Как добавляет Квецинский, именно глубоко личный вопрос о равенстве прав полов послужил причиной, по которой эта история пересказывалась столько раз.
«Несмотря на то, что Мерит Птах не является настоящей древнеегипетской женщиной-целительницей, она является очень реальным символом феминистской борьбы XX века за возвращение женщин в книги истории. Она также помогала представительницам прекрасного пола открывать для себя медицину и точные науки», — заключает Якуб Квецинский.
Источник: Science Daily