На Болгарском городище нашли мастерскую по обработке янтаря
27.02.2019

На Болгарском городище нашли мастерскую по обработке янтаря

В золотоордынском Болгаре, возможно, работали выходцы с Руси.

Ученые из Института археологии РАН обнаружили на Болгарском городище мастерскую по обработке янтаря. Мастерская существовала в конце XIII — начале XIV вв., когда город находился под властью Золотой Орды.

Поселения булгарских племен существовали на месте Болгара в конце IX —начале X вв. Город Болгар впервые упоминает арабский географ аль-Балхи в 920 г. Позднее город становится столицей Волжской Булгарии. Это был крупный ремесленный и торговый центр. Местные ремесленники делали ювелирные изделия, оружие, выделывали кожи. После завоевания государства монголами в 1220-х — 1240-х гг. и до основания столицы Золотой Орды Сарая, в Болгаре находилась ставка Бату-хана. В конце XIII — начале XIV вв. город переживал период расцвета. Здесь были построены Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи вокруг которых располагались ремесленные и торговые кварталы. В 1361 г. город был сожжен во время ордынских междуусобиц. Позднее он возродился, но в 1431 г. был разрушен окончательно.

Археологические работы на Болгарском городище велись с конца XIX в., но систематические раскопки стали проводить с 1938 г. В 1989-1990 гг. экспедиция Института археологии АН СССР обнаружила рядом с Соборной мечетью остатки базара середины XIV в. Во время последующих работ, которые проводились здесь с 2011 г., выяснилось, что здание базара было построено в ремесленном квартале города. Здесь находились усадьбы ювелиров, стеклодувов, мастеров, работавших с костью и рогом.


517fb2e7568f31e6cc521c4ef69d5224.jpg


В 2018 г. ученые из Института археологии РАН под руководством Дениса Бадеева нашли в одном из домов около 700 граммов янтаря-сырца, заготовки и изделия из янтаря и инструменты, с помощью которых их делали. В том числе исследователи обнаружили бусы, подвески и вставки из янтаря. Все это указывает на то, что в усадьбе располагалась мастерская по обработке янтаря. Золотоордынские монеты второй половины XIII в. и отсутствие монет Узбек-хана, который правил с 1313 г., позволили датировать находку концом XIII — началом XIV вв.

Пока ученые не могут сказать, откуда в Болгар привозили янтарь-сырец. Это могла быть Прибалтика или Приднепровье. Определить место происхождения поможет рентгенофлюоресцентная спектрометрия, с помощью которой ученые планируют определить химический состав янтаря. А по входящим в него примесям можно будет выявить и место его происхождения.


6043a59761615090ba668382fd212c94.jpg


Кроме того исследователи предположили, что в мастерской работали выходцы с Руси. Археологи обнаружили здесь красноглиняные и белоглиняные горшки, которые изготавливали на Руси, причем на одном из них была процарапана буква «А», а также нательные кресты и свиные кости (местные жители исповедовали ислам и свинину не ели).

«Пока не очень понятно, была ли вся „русская керамика“ привозной. Возле Болгара есть только красножгущиеся глины, и, если красноглиняную керамику могли изготавливать где-то недалеко, то керамика из белой глины, видимо, была привозная. Получается, что горшки везли откуда-то с Руси, например, из-под Твери. Зачем? Это же не амфоры, в которых могли перевозить вино, оливковое масло. Что могли перевозить в горшках, сейчас трудно предположить. Возможно, они „пришли“ в Болгар вместе с русскими мастерами по обработке янтаря», — говорит Денис Бадеев.

Раскопки помогли определить и тип застройки города. Его населяли разные народы, но они могли жить в одном районе, а не разделяться по религиозной или этнической принадлежности. К такому выводу археологи пришли изучив усадьбы рядом с мастерской. С одной стороны жили выходцы из Закавказья, на что указывала печь-тандыр, с другой — вероятно выходцы с Нижнего Поволжья, которые делали украшения из стекла.

«Мы привыкли считать, что для таких городов существовали кварталы, где проживали компактно те или иные группы населения, разделяясь по религиозному признаку: например, в одном квартале — мусульмане, в другом — христиане, в третьем — еще кто-то. Раскопки в Болгаре оставляют впечатление, что в этом периоде времени такого разделения не было, и население жило смешанно, „чересполосно“. Лишь позже произошло такое разделение, и христианское население было переселено на окраины города», — объясняет Денис Бадеев.

Источник: N + 1