На дне Венецианской лагуны обнаружен фрагмент древнеримской дороги
22.07.2021

На дне Венецианской лагуны обнаружен фрагмент древнеримской дороги

Существование дороги подтверждает гипотезу о системе поселений в этом регионе.

Венецианская лагуна — самая большая в Средиземном море, её площадь составляет около 550 кв. км, из которых лишь 8% приходится на сушу, включая более сотни островов. Геоморфологические исследования показали, что лагуна образовалась около 6 тысяч лет назад. За последние 2 тысячи лет береговая линия на многих участках сильно изменилась, и под воду ушли большие участки суши. Поэтому, несмотря на находки древнеримской эпохи, а также два города с видом на лагуну — Альтин и Патавий, в научной среде преобладало мнение, что в самой Венецианской лагуне не существовало постоянных поселений.

Физик Фантина Мадрикардо с коллегами из Института морских наук Италии и Университета IUAV Венеции изучила дно лагуны, использовав многолучевой эхолот высокого разрешения. Учёные составили карту дна и обратили внимание на цепь объектов в канале Трепорти Северной лагуны, которые интерпретировали как остатки сооружений древнеримской эпохи.


9081ec07550a79931fc00b681c6ccc1b.jpg

Сеть древнеримских дорог и водных путей в провинции Венеция и Истрия на северо-востоке Италии.
Справа - гипотетический путь римской дороги вдоль побережья (выделен красным цветом) и участок дороги, которой посвящено исследование (выделен фиолетовым цветом)


Изучив археологические отчеты 1986 и 2020 гг., исследователи отметили basoli — обработанные особым образом камни, которые римляне использовали для мощения дорог. Кроме них водолазы также подняли со дна канала Трепорти три древнеримских керамических сосуда. В содержимом взятых в этих местах кернов оказались следы древних растений, что натолкнуло учёных на мысль, что в древнеримское время дно канала Трепорти было сушей с пышной растительностью.

Обобщив результаты своей работы, а также данные архивов, предыдущих археологических и геофизических исследований, учёные пришли к выводу, что обнаружили следы древнеримской дороги и зданий, построенных вдоль неё. На дальних концах предполагаемой дороги находились квадратные в плане башни.

По предположению исследователей, дорога была часть большой, в десятки тысяч км, транспортной сети Римской империи. Дамбы в канале Сан-Феличе и два древних канала, один из которых мог быть морским путем из Адриатического моря в гавань города Альтина, также составляли часть древнеримской транспортной сети региона.

Исследователи также изучили данные материалов из заполнения дамбы в канале Сан-Феличе, древней дороги около неё и вновь обнаруженной дороги. Затем они сравнили полученные результаты с более ранними исследованиями других древнеримских дорог и предположили, что строители адаптировали технологию согласно топографии, геоморфологии и составу грунта местности. Дорога на дне Венецианской лагуны была сооружена на ряде последовательных слоев песка, песчаного ила и сверхконсолидированных глин поверх палеопочвы. Мощение было выполнено из блоков песчаника, гладких и округлых в верхней части и клиновидных в нижней.


f30d9d4059e19b169dde3f428813fb8b.jpg


Также учёные провели аналогии с лучше археологически изученными лагунами Градо и Марано рядом с древнеримским городом Аквилеей, где на затопленной теперь территории обнаружены многочисленные постройки римского периода. Среди них — жилые и портовые сооружения, культовые и погребальные памятники, а также остатки дороги, которая соединяла Аквилею с портом. Кроме дороги, лагуну Марано с Аквилеей соединял ещё и судоходный маршрут — рукотворный Канале Анфора (так же действовал канал Сиончелло в лагуне соседнего города Альтина). По мнению авторов исследования, эти лагуны — подходящий пример рационального использования римлянами приморской территории, на который можно ориентироваться, реконструируя район Венецианской лагуны римского времени.

Источник: N + 1