Но шведском острове нашли золотые кольца и римскую монету
17.10.2017

Но шведском острове нашли золотые кольца и римскую монету

За эти сокровища в V веке перерезали всех жителей городка.

При исследовании городища Сандби Борг на шведском острове Эланд в Балтийском море археологи обнаружили два золотых кольца и золотую монету V в. н. э. По словам ученых, эта находка свидетельствует о тесных связях жителей острова с территорией Римской империи.

Сандби Борг — один из пятнадцати круглых фортов IV-V века, открытых на Эланде, — и единственный,расположенный непосредственно на побережье.


1507719202_Sandby-Borg–Photo-by-Sebastian-Jakobsson (1).jpg


Форт размером с современное футбольное поле был хорошо защищен: его окружала высокая каменная стена с тремя входными воротами, дополнительно укрепленная с внутренней стороны. На территории форта располагались 53 строения, в основном жилые дома. Архитектура форта, каменная кладка и некоторые строительные приемы выдают римское влияние, что подтверждает версию археологов о том, кто здесь проживал: бывшие солдаты римской армии, вернувшиеся в родные края или бежавшие на северные острова из разваливающейся империи, подальше от хаоса и войн континентальной Европы. 

Найденная золотая монета была отчеканена в правление императора Валентиниана III (425-455 гг.).

Два солида, найденные в Сандби Борг, (еще один был найден в 2014 году) — лишь малая часть общего количества золотых римских монет, найденных на острове: таковых накопилось уже 360 экземпляров. И все же эти две монеты особенные: остальные были обнаружены случайно, вне археологического контекста, например, во время обработки полей. Эти же были найдены внутри построек.


1507719121_SandbyBorg-Glas-2017-4.jpg


Если судить по размеру перстней, то они скорее всего принадлежали женщине. Это представляет особый интерес, поскольку ни один из найденных здесь скелетов не был женским. Все найденные останки – а на данный момент обнаружено 14 костяков – принадлежат мужчинам, детям и подросткам. Отсутствие женщин среди жертв Сандби Борг – очередная загадка погибшего поселения.

Обнаруженные здесь люди были, по-видимому, жертвами резни, произошедшей в V веке. Их тела так и не были похоронены. Возможно, отсутствие женских останков связано с тем, что женщины Сандби Борг были угнаны захватчиками в плен.

«Тела лежали так, как их оставили. Здесь не было специальных погребений. Это момент, застывший во времени», — объяснила археолог Хелена Виктор, — «Если бы нападавшие были чужаками, пришедшими с моря, то обитатели соседних поселений непременно пришли бы в Сандби Борг после резни, похоронили погибших и, по меньшей мере, забрали бы скот».

Но запертый в сарае скот погиб от голода, тела погибших остались гнить без погребения, а убийцы даже не пытались замести за собой следы: форт не был подожжен, что противоречит «общепринятой» в то время практике разбойных нападений. Странным является и то, что захватчики не забрали с собой скотину, в том числе и дорогостоящих лошадей, и не увели детей, предпочтя перебить их, хотя они были легкой добычей и в могли бы пригодиться в качестве рабов. Какие-то люди пришли в Сандби Борг, убили всех его обитателей и ушли, чтобы больше никогда сюда не возвращаться. «Жителей перебили в собственных домах, а потом убийцы просто вышли, закрыли за собой двери и исчезли», — резюмировал археолог Ульф Нэсман.

Словно этого мало, археологи наткнулись на еще один жуткий «привет» от убийц Сандби Борг: во рту двух погибших были найдены овечьи зубы. Одним из них был пожилой мужчина, убитый в собственном доме и от смертельного удара упавший в огонь очага. Его останки частично обожжены, частично объедены хищниками, однако во рту – вернее, в сохранившейся челюсти – археологи обнаружили четыре зуба овцы, которые не могли оказаться там случайно. Некоторые признаки говорят о том, что мужчина был главой поселения, местным вождем.

«Вряд ли кто-то по собственной воле засунет себе в рот огромные овечьи зубы. Единственно возможное объяснение – это как-то связано со смертью человека. В Скандинавии были распространены вариации древнегреческого мифа о Хароне, перевозчике душ мертвых. В рот покойного было принято вкладывать монету, чтобы облегчить ему переход в загробный мир. В нашем случае овечьи зубы могли означать прямо противоположное намерение: лишить покойного возможности перехода, вложив ему в рот нечто оскорбительное, унижающее его достоинство даже после смерти», — считает археолог Людвиг Папмель-Дюфей, работающий на раскопках Сандби Борг.

«Сделанная нами находка, возможно, сможет приоткрыть причины произошедшей здесь резни. Возможно, у живших тут людей, было слишком много золота и украшений», — предположила Хелена, — «Мы полагаем, что нападавшие пришли за золотом, – грабители могли вырвать из рук хозяев кошель с золотыми, но одна монета выпала и закатилась под основание деревянной опоры, где мы ее и нашли».

Археологи смогли определить время гибели поселения – около 480 года нашей эры. Археоботаники и археозоологи подсказали еще точнее: трагедия произошла весной. По мнению ученых, форт успел просуществовать недолго, возможно, несколько лет или даже месяцев – культурный слой в Сандби Борг необычно тонкий. Кладбища с традиционными захоронениями, без которого не обходится ни одно обжитое место, археологи тоже не нашли.

Нападение, вероятно, произошло ночью – на изученных останках пока не нашли никаких следов дневной одежды, предполагавшей такие аксессуары как кожаный ремень с пряжкой, различные застежки, обувь – в общем, что-то металлическое или кожаное, менее подверженное разложению, чем ткань ночной сорочки, надетой на голое тело…
Есть и другие признаки того, что нападение было внезапным: в домах обнаружили прогоревшие без присмотра очаги и недоеденную пищу – кости ягнят, половину селедки, древнейшие из найденных в Скандинавии зерна горчицы… Археологи взяли образцы почвы из-под некоторых скелетов, в надежде обнаружить следы последней трапезы погибших.

«Случившееся в Сандби Борг не было обычной резней: убийство это одно, а запрет на погребение тел – совсем иная история, это недвусмысленное заявление, это демонстрация силы и власти», — считает Хелена Виктор.

Фото: Daniel Lindskog, Sebastian Jakobsson

Источник: The Local