Новые находки резного дерева в Пенджикенте
19.09.2016

Новые находки резного дерева в Пенджикенте

Пенджикентская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа обнаружила в Средней Азии уникальные изображения на резном дереве

Сотрудники Пенджикентской археологической экспедиции – одной из старейших экспедиций Эрмитажа, изучающей городище Пенджикента V–VIII вв. – спустя 34 года вновь нашли изображения на резном дереве. При этом данная находка – первое буддийское изображение в резном дереве Согда и первая сцена поклонения в резном дереве.

Пенджикент расположен в долине реки Зарафшан, восточнее города Самарканда. Город наиболее известен полихромными настенными росписями храмов, дворца и гостевых залов домов богатых горожан. Их можно увидеть в Эрмитаже, музеях Таджикистана, они обязательно упоминаются в трудах по истории древнего и средневекового искусства. Гораздо более редкой категорией находок является резное дерево Пенджикента. Как и в росписях, в деревянном декоре представлены изображения людей, богов, животных, сцены охоты, причудливый растительный орнамент, кариатиды. Резьба покрывала деревянные конструкции парадных залов различных зданий города. Однако в климатических условиях Средней Азии она сохранилась в очень небольшом количестве. Этому способствовала только особая ситуация – когда в помещении случался пожар, дерево прогорало без доступа кислорода и превращалось в древесный уголь. Большинство находок обгоревшего резного дерева Пенджикента происходит из слоев, связанных с поджогом города арабскими завоевателями в 722 г. Предыдущая находка подобного рода – изображение юного бога на павлине – была сделана в 1982 г. и ныне экспонируется в Эрмитаже.

Находки текущего полевого сезона обнаружены в одном из помещений объекта ХХVI у восточной стены городища – в высоком сводчатом зале богатого дома. Здесь выявлены признаки слабого, локального пожара, не связанного с поджогом Пенджикента мусульманскими отрядами. По монетным находкам данное помещение датируется 710-ми – 720-ми гг. Изображение на деревянной обугленной панели состоит из двух частей. В верхнем углу – сидящая «по-турецки» фигура в шароварах, кисти рук и голова которой не сохранились. Под ней – несколько пальметт, отходящих от стебля с листом, и с двух сторон – изображения персонажей меньшего масштаба, сидящих на коленях и повернутых к центру. Ключом к объяснению сюжета явились необычная поза главного героя, который изображен со сложенными плоско ногами, и его постамент. Эта поза характерна для буддийской иконографии. Полоса пальметт под ногами персонажа интерпретирована как цветок лотоса со стеблем и листом. Таким образом здесь видится сцена поклонения из буддийской культуры. Как известно, в Согде буддизм был представлен намного скромнее, чем в соседней Бактрии или Фергане, и в Пенджикенте известно совсем немного буддийских памятников. В каждом из них буддийская образность проходит через особенную согдийскую стилистику. Так и на этой панели: по-согдийски проработаны складки шаровар главного героя, лотос сформирован из привычных согдийских пальметт, высоко поднята правая рука, торс несколько развернут в сторону. Кстати сказать, в Согде не имелось изображений людей в фас.

Обожженное, превратившееся в угли резное дерево – чрезвычайно хрупкий, сложный для консервации и реставрации материал, методами которых владеют реставраторы Лаборатории научной реставрации и консервации монументальной живописи Государственного Эрмитажа. Новая находка также подвергнется тщательной реставрации.

Источник: Государственный Эрмитаж