Один из важнейших городов майя погубило загрязнение питьевой воды
Ритуальные и хозяйственные занятия жителей Тикаля повысили содержание ртути и фосфатов в воде.
Известно, что один из ключевых городов майя, Тикаль (его руины расположены на севере Гватемалы в департаменте Эль-Петен), был оставлен жителями в середине IX в. н. э., задолго до до прихода европейцев. Перед этим, судя по всему, численность населения Тикаля долго падала. Почему город опустел, точно не известно, хотя причины активно ищут уже более 60 лет.
Химики, микробиологи, археологи и специалисты из других областей из Университета Цинциннати (США) во главе с Дэвидом Ленцем изучили состав осадочных отложений на дне четырех тикальских резервуаров для воды. В образцах материала из разных слоев палинологи анализировали видовой состав и состояние пыльцы, палеоэтноботаники искали 16S рибосомальную РНК бактерий и архей, а также ДНК других организмов (видовую принадлежность генетического материала выясняли количественной полимеразной цепной реакцией), геохимики атомно-абсорбционной спектрометрией и другими методами определяли содержание ртути и фосфатов, способных в больших количествах нанести вред здоровью человека.
Выяснилось, что в пробах из двух резервуаров, ближайших к главному храму и дворцу, содержание ртути превышало пороговое значение, после которого начинает проявляться токсический эффект (1 микрограмм на грамм отложений). По всей видимости, активнее всего металл накапливался в емкостях в поздний классический период цивилизации майя (600–900 гг. н. э.), то есть незадолго до того, как Тикаль опустел. Майя использовали краски на основе ртути в ритуалах, в частности, при погребениях, и это, скорее всего, способствовало загрязнению питьевой воды этим металлом.
Также в тех резервуарах была повышена концентрация фосфатов (PO43−). В позднем классическом периоде она составляла 0,80–0,92 микрограмма на грамм отложений, что в 4 раза больше, чем в доклассический период (0,2 микрограмма на грамм отложений). Традиционно фосфаты связывают с органическими загрязнениями, и здесь их источником могла послужить кухня для жителей Центрального акрополя (то есть правителей и знати), которая располагалась близко к одному из резервуаров. Отходы от приготовления блюд выливали едва ли не у порога кухни, и в дождливое время они могли стекать в емкости для питьевой воды.
ДНК и РНК из резервуаров говорит о том, что в последние века жизни Тикаля в питьевой воде было очень много цианобактерий (их ещё называют сине-зелеными водорослями) родов Planktothrix и Microcystis. Скорее всего, их обилию способствовала высокая концентрация фосфатов. Цианобактерии вызывают «цветение воды»: та окрашивается в разные цвета продуктами жизнедеятельности микроорганизмов, притом многие из этих веществ токсичны. Микроцистины — соединения, выделяемые цианобактериями рода Microcystis, — токсичны для человека уже в наномолярных концентрациях и устойчивы к кипячению, так что вода из резервуаров с ними вряд ли была пригодна для питья.
В позднем классическом периоде в Центральной Америке нередки были засухи, и их уже называли одним из ключевых факторов, который привёл к упадку цивилизации майя. Поэтому чистая питьевая вода очень ценилась, а одной из главных задач правителей было снабжать ею народ. Учитывая, что в Тикале самая некачественная и опасная вода содержалась в резервуарах, подконтрольных знати, люди в периоды засух, вероятно, перестали доверять правителям и начали массово покидать город.
Кроме того, ртуть и другие загрязнители могли ухудшать здоровье и умственные способности правителей Тикаля. Один из последних его царей, Нуноом-Ч’еен «Темное Солнце», явно имел лишний вес и, как предполагают исследователи, был болен метаболическим синдромом. Помимо ожирения этот синдром влечет за собой атеросклероз, инфаркты и инсульты.
Фото: Bruno Girin
Источник: N + 1