Определены северные границы распространения мари в IX–XII вв.
Исследованы погребения древних мари в Костромской области.
На днях в Костромской области в бассейне реки Ветлуга завершилась экспедиция марийских археологов и сотрудников Костромского музея-заповедника, которые работали на месте могильника «Кузинские хутора IX–XII вв.» — исследовали захоронение древних мари.
На площади 80 квадратных метров археологи выявили 14 объектов, в том числе 13 погребений и один жертвенный комплекс. Все захоронения были совершены по обряду кремации.
Материалы подтвердили выводы, которые были сделаны после экспедиции на северо-восток Костромской области в 2014 году, — об общей датировке памятника и о его двух культурных составляющих, одна из которых древнемарийская.
О том, что это захоронения древних мари, говорят, во-первых, этноопределяющие височные кольца с отогнутыми концами, а во-вторых, — жертвенный комплекс, содержащий украшения: щитковые «усатые» перстни, гривну глазовского типа, граненые дротовые браслеты, а также кинжал в ножнах — находки, характерные для мари IX–XII вв.
Кроме того, как определили ученые, в могильнике присутствуют захоронения сразу двух групп: захоронения древних мари перекрываются, предположительно, захоронениями пермских финно-угров.
«Дело в том, что Ветлуга — контактная зона волжских и прикамских финнов. Отсюда уникальность: вроде захоронение марийское, а вроде и нет», — объясняет заведующий научно-исследовательским отделом археологии института Алексей Михеев. — «Что касается кремации, то на самом деле кремация у древних мари встречается. Другое дело — обряд кремации. Марийский обряд предполагал сожжение и размещение кальцинированных костей, а затем личных вещей в порядке ношения, то есть явным образом — внизу погребальной ямы. Отличие прикамских финнов в том, что они кальцинированные кости и личные вещи складывали иначе — сверху донизу погребальной ямы. Потому мы и говорим, что в могильнике „Кузинские хутора“ две культурные составляющие».
Источник: Марийская Правда