Под древним городом Чичен-Ица (заново) обнаружены ритуальные пещеры майя
50 лет назад мексикансий археолог Виктор Сеговия Пинто принял решение оставить этот памятник для изучения ученым будущего.
Чичен-Ица, расположенный на полуострове Юкатан, был одним из крупнейших городов майя. Он был основан в V-VI вв., а к X в. стал региональной столицей. Жители Чичен-Ицы контролировали северную и центральную части полуострова. Территория города занимала около пяти квадратных километров. Но в конце XII — начале XIII вв. город был заброшен.
В городе возводились каменные здания, часть из них сохранилась до сих пор. В частности, археологи исследовали 30-метровую ступенчатую пирамиду Эль Кастийо — храм бога Кукулькана, которого изображали в виде пернатого змея.
Храм Кукулькана в Чичен-Ице (фото: Aaron Logan)
Комплекс пещер Баламку, что переводится как «Пещера бога-ягуара», был обнаружен примерно в 2,5 км восточнее Эль Кастийо местными фермерами ещё в 1966 г. Сразу после открытия здесь побывал мексиканский археолог Виктор Сеговия Пинто. В те времена суть раскопок подобных объектов заключалась в том, чтобы вынести все ценные артефакты, которые позднее могли бы экспонироваться в музеях. Так произошло с открытым в 1959 г. святилищем в пещере Баланканче («трон священного ягуара»), где было найдено 70 предметов. Виктор Сеговия Пинто задокументировал наличие в пещерах Баламку многочисленных артефактов (не менее 155 предметов), но принял решение не проводить раскопки, а закрыть вход в пещеры, предоставив археологам будущего возможность исследовать их на другом уровне. Вход в пещеры оставался закрытым в течение 50 лет, и вот в 2018 г. здесь возобновились археологические работы в рамках проекта Gran Acuífero Maya, запущенного для исследования и сохранения водоносного горизонта на полуострове Юкатан.
Археологи под руководством Гильермо де Анда из Национального института антропологии и истории и Джеймса Бреди из Калифорнийского государственного университета обнаружили в пещерах более 150 керамических сосудов, ваз, тарелок, курильниц с остатками горевших в них ароматических смол внутри. В некоторых сосудах сохранились остатки принесенных в них в пещеру даров — пищи, зерен, раковин, костей.
«Древние майя почитали пещеры и колодцы как места входа в подземный мир», — объяснила Холли Мойес из Университета Калифорнии.
На нескольких артефактах имеются изображения тольтекского бога дождя Тлалока и дерева сейба, почитавшегося майя как мировое древо.
Система пещер представляет собой настоящий лабиринт, некоторые из них соединены такие узкими проходами, что передвигаться по ним можно лишь лежа на животе и освещая себе путь фонариком, закрепленным на лбу.
«Я не мог говорить, я просто расплакался. Я исследовал останки людей в Колодце жертв в Чичен-Ице (гигантский природный колодец, в котором, по представлениям майя, жил бог дождя Чак и куда они сбрасывали приносимых ему в жертву людей), но ничего не может сравниться с восторгом, который я испытал, войдя — один! — впервые в эту пещеру. Ты словно ощущаешь присутствие майя, которые принесли сюда все эти вещи», — признался Гильермо де Анда.
Ученые предполагают, что артефакты попали в пещеры в 700-1000 гг. Но так как раскопки только начались, не исключено, что они найдут и более древние артефакты. Следуя заветам Виктора Сеговии Пинто, археологи стремятся по максимуму использовать неинвазивные (ненарушающие) методы исследования. Активное применение 3D-реконструкции и палеоботанических методов позволит узнать о столь сакральных для майя объектов много нового.
Фото: Carla Ortega
Источник: National Geographic