Последний день фастфуда
В Помпеях полностью раскопана крупная закусочная.
В 2019 г. в V районе Помпей был раскопан фасад термополия — закусочной, где подавались напитки и готовая горячая еда. Именно в таких тавернах и питалось большинство жителей римских городов. Подобных точек фастфуда в Помпеях известно уже около 80. Находка 2019 г. выделялась красочной фреской, изображающей нереиду, восседающую на гиппокампе — лошади с рыбьим хвостом. По мнению учёных, эффектная фреска могла служить таверне вывеской.
Раскопки термополия затянулись из-за пандемии коронавируса, однако к концу 2020 г. они наконец завершились. Массимо Оссана, директор археологического парка Помпей, подчёркивает, что это первый термополий на территории древнего города, раскопанный полностью.
Главной и наиболее привлекающей внимание частью таверны был её длинный изгибающийся прилавок, в который были встроены 11 долиев — округлых глиняных сосудов, которые сохраняли пищу горячей. Такое большое их количество, как и размеры самого ресторана, говорят о его популярности, а также о широком ассортименте подававшихся блюд.
Передняя часть прилавка украшена яркими фресками. Помимо обнаруженных ещё в 2019 г. нереиды на гиппокампе и отделённой от неё изображением зелёного куста зарисовки, изображающей интерьер термополия (человека за прилавком), археологи обнаружили ещё несколько картин. На одной из них нарисованы курица и две уже убитые утки, свешивающиеся со стола, — вероятная иллюстрация к меню.
Другая фреска, украшающая прилавок, изображает собаку на цепи — намёк на то, что заведение охраняется. Пёс изображён настолько реалистично, что не приходится сомневаться, что художник писал его с натуры. Приятно отметить упитанные бока животного — собака, живущая при таверне, вряд ли голодала.
На рамке фрески, изображающей пса, обнаружилось граффито скабрезного содержания — его автор в малоприличных выражениях обвинял некоего Никия (возможно, хозяина или работника термополия) в предоставлении гомосексуальных услуг за деньги.
Стены термополия тоже были украшены фресками. Нижний ярус был расписан панелями с мелкими картинками в двойных рамках — внутренних из красного цветочного орнамента и внешних жёлтых. Роспись верхнего яруса имитирует облицовку белым камнем. К сожалению, декор сохранился лишь на одной стене.
В долиях обнаружены остатки их содержимого: следы свинины, утятины, говядины, рыбы и сухопутных улиток. Дальнейшие лабораторные исследования расскажут о меню поподробнее.
Один из сосудов предназначался под вино. Внутри находился сосуд поменьше, который использовался для розлива. На дне этой «винной бочки» обнаружились дроблёные зерна. В приписываемом древнеримскому гурману Марку Габию Апицию трактате «О поварском деле» этот кулинарный прием рекомендуется для осветления вина, что заодно меняло и его вкус.
Помимо вмонтированных в прилавок долиев в термополии сохранилось 9 амфор, бронзовый ковшик-патера, две фляги и небольшой горшочек.
В комнате, расположенной в задней части термополия, археологи обнаружили останки мужчины возрастом около 50 лет. В этом помещении, судя по сохранившимся остаткам древесины и гвоздям, стояла кровать. Это могла быть как спальня хозяина заведения, так и комната для оказания услуг интимного характера — римские таверны нередко предлагали посетителям возможность не только перекусить.
Другие человеческие останки были найдены в совсем нетипичном месте — внутри одного из долиев. Конечно, очевидно, что человеческое мясо не входило в меню таверны. Археологи полагают, что кости в горшок поместили «чёрные копатели», орудовавшие здесь ещё в XVII в.
В углу между двумя входами в термополий были найдены ещё одни останки, но не человека, а собаки — не крупного цепного пса, как на фреске, украшающей прилавок, а совсем маленькой комнатной собачки, 20-25 см в холке. Как и в наши дни, такие питомцы заводились римлянами в качестве компаньонов.