Раскрыт секрет римских «гоночных» колесниц
23.01.2017

Раскрыт секрет римских «гоночных» колесниц

Исследование игрушечной бронзовой колесницы позволило реконструировать особенности конструкции настоящих повозок.

Так называемая «Тибрская модель» — миниатюрная бронзовая колесница, воспроизводящая римскую бигу (biga), повозку, в которую запрягались две лошади, — была найдена в 90-х годах XIX в. в Риме. Игрушка сохранилась не полностью — фигурки возничего и одной из лошадей утрачены.

3e5953101c7c065e8ec3c80f57bf58ac.jpg

По мнению исследователей, это была очень дорогая игрушка. Ее датируют I–II вв. н. э., а владельцем её мог быть даже император Нерон. По сообщению римского историка Светония, он, даже став императором, «продолжал играть на доске маленькими колесницами из слоновой кости».

При недавнем исследовании колесницы в ней заметили интересную особенность: правое колесо повозки несколько больше левого, и на его внешнем крае видна тонкая полоса, напоминающая обод или шину.

4dfbc34321e49a175f9a3be7fe865de8.jpg

Доктор Бела Шандор из Висконсинского университета в Мадисоне (США) считает, что это утолщение сделали неслучайно, ведь мастеру, создавшему модель, было бы проще изготовить два одинаковых колёсика. А значит, асимметрия здесь преднамеренная — возможно, потому, что заказчик хотел иметь очень точную копию. Исследователь полагает, что на настоящей колеснице «шина» представляла собой железную полосу.

Колёса таких повозок обычно делали из деревянных частей, которые склеивали и стягивали ремнями из сыромятной кожи. Очевидно, что при больших нагрузках и скорости колёса часто ломались. Именно потому их могли укреплять тонкой железной полосой. Однако укреплять оба колеса было нецелесообразно: железные детали сильно утяжеляли колесницу и снижали её скорость. Колесницы на ипподромах двигались по кругу, против часовой стрелки, а значит всё время поворачивали налево. При таком повороте наибольшая нагрузка идёт именно на правое колесо. Его и снабжали железной «шиной».

«Тибрская модель» позволила оценить и параметры колесницы. Такой античный «болид» весил 25–30 кг, ширина его колеи достигала около 155 см, а диаметр колеса равнялся примерно 65 см.

Фото: The British Museum

Источник: Наука и жизнь, Seeker