Религия была витальна для человека эпохи неолита
Исследователи Чатал-Хёюка выпустили коллектичную монографию, посвященную роли религии в неолитической Анатолии.
В основу этой книги о формировании религии в неолитическом обществе легли исследования, проведённые представителями разных научных дисциплин в Чатал-Хёюке, знаменитом поселении неолитической эпохи (7400-6000 г до н. э), найденном на территории Турции. Вышедший месяц назад сборник «Религия в неолитическом обществе» содержит 13 статей, написанных археологами, антропологами, религиоведами, философами, социологами из разных стран, которые посещали Чатал-Хёюк в 2009-2011 гг., изучали расчищенные памятники, встречались с сотрудниками археологических экспедиций и аналитических лабораторий.
Взаимодействие с теми, кто ведёт постоянную работу в Чатал-Хёюке, и научные дискуссии внутри самого коллектива авторов привели к появлению общей концепции этой книги и её ключевого термина «витальные материи». Речь идёт о том, что в представлении людей эпохи неолита мир состоял из материй, проникнутых особой жизненной энергией и наполненных религиозным смыслом. По мнению авторов, эта идея лежала в основе становления и развития общества 9-тысячелетней давности. Сущность вещей и любых других объектов (в том числе человеческого тела) составляла витальная энергия, без которой было невозможно созидание и воспроизведение жизни. Авторы полемизируют со старым мнением, что в ранних ближневосточных сельскохозяйственных цивилизациях религия служила основой для утверждения власти и собственности. Да, религия могла использоваться как идеологический инструмент для легитимизации власти, но подобная прикладная функция была для неё вторичной.
«Анализ материальной культуры Чатал-Хёюка и наша дискуссия вокруг тамошних находок привели нас к выводу, что религия зарождается вовсе не потому, что она полезна для создания структуры и иерархии в обществе, и не потому, что она важна для закрепления собственности,, — подчеркивает руководитель археологических работ на Чатал-Хёюке Ян Ходдер. — Её истоки лежат гораздо глубже. Потребность в трансцендентном можно считать одной из базовых человеческих потребностей. Она столь же важна, как пища и общение с себе подобными. Таков один из смыслов, который мы вкладываем в понятие „витальный“: религия становится жизненно важным фактором существования людей. С её помощью человек становится человеком».
Коллеги Ходдера, соавторы книги и участники проекта, строят гипотезы и ищут ответы на вопросы, связанные с ролью религии в неолитическом обществе.
Источник: Cambridge University Press