Римские войска в Британии не жалели красок на наглядную агитацию противника
03.05.2018

Римские войска в Британии не жалели красок на наглядную агитацию противника

Следы пигментов обнаружены на каменных рельефах, украшавших вал Антонина.

Используя современные технологии, Луиза Кэмпбелл с факультета археологии Университета Глазго сумела обнаружить следы пигментов на каменных рельефах, украшавших вал Антонина.

Вал Антонина был сооружен в 142-144 гг. н. э. по распоряжению императора Антонина Пия. Как и находившийся в 160 километрах южнее вал Адриана, он был должен сдерживать набеги местных непокорных римлянам народов. Длина его составляла 63 километра, он был вытянут между заливами, которые позже получат название Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд. На вале Антонина располагались около двадцати крепостей. Сам вал представлял собой стену из торфа на каменном фундаменте высотой три — четыре метра.

С внешней стороны вала в него часто были вмонтированы прямоугольные каменные плиты с рельефами и надписями. Они сообщали, силами какого легиона построен данный участок стены и посвящали работу императору Антонину Пию. Рельефные скульптуры изображали победы римских воинов, геральдических орлов, символы конкретных легионов, богиню Викторию и связанных пленников. Типичный пример надписи на камне звучит так: «Императору Цезарю Титу Элию Адриану Антонину Августу Пию, отцу отечества, Второй Августинский легион (построил стену) на протяжении 3666 с половиной двойных шагов (= 5,426 км)».

Сейчас многие из этих каменных плит найдены археологами и хранятся в Хантеровском музее Университета Глазго. Именно они и стали объектом исследования Луизы Кэмпбелл в рамках проекта «Пигменты и краски прошлого». При помощи рентгенофлюоресцентного анализа и рамановской спектроскопии она смогла обнаружить следы красной и желтой краски на вырезанных в камне фигурах.


media_579021_en.jpg


По словам исследовательницы, раскрашенные рельефы были средством пропаганды.

«Публика привыкла видеть эти скульптуры серыми, кремовыми, белыми (в случае мрамора) и не получает полного воздействия, которое они производили на римлян и коренное население две тысячи лет назад. Эти скульптуры — пропагандистские инструменты, используемые Римом, чтобы продемонстрировать свою власть над местными народами и контролировать границы империи», — говорит Луиза Кэмпбелл.

Пикты не умели читать на латыни, но яркие изображения доходчиво доносили до них сообщение о мощи римских войск. Красная краска использовалась для раскрашивания одежды римских командиров, а также для крови на телах их врагов. Желтая охра служила для передачи оттенков человеческого тела.

Луиза Кэмпбелл надеется создать копии каменных рельефов, воспроизведя их оригинальную раскраску.

Источник: University of Glasgow