
Российские генетики исследовали генофонд народов Передней Азии
Оказалось, что во время древних миграций люди стремились переселяться в регионы с привычным для себя ландшафтом.
Специалисты лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН и лаборатории популяционной генетики человека под руководством под руководством профессоров О. П. Балановского и Е. В. Балановской исследовали генетический ландшафт Передней Азии. Этот регион в эпоху неолита стал исходым пунктом важнейших миграций, которые принесли в Европу земледелие. В то же время генетически Передняя Азия до последнего времени была недостаточно хорошо изучена: как правило, переднеазиатские популяции рассматривались как источник миграций в Европу, но не как предмет отдельного исследования. Поэтому основной задачей данной работы было изучение структуры генофонда популяций Передней Азии по Y-хромосоме.
Ученые взяли образцы ДНК и исследовали Y-хромосомы в трех популяциях грузин и в четырех популяциях армян (всего обследовано 598 человек). Изученные в данной работе Y-хромосомы армян и грузин авторы объединили с уже опубликованными результатами, так что итоговая база данных содержала 6064 Y-хромосом из 60 популяций Передней Азии. На графике многомерного шкалирования эти популяции разделились на две группы: первая включила народы Иордании, Ливана, Ирака, Сирии и стран Аравийского полуострова, во вторую вошли армяне, азербайджанцы, курды, турки и народы Ирана. Встал вопрос, по каким же признакам отличаются эти группы? Оказалось, что первая объединила народы, живущие на равнине, а вторая — народы, живущие в горах.
Эту закономерность исследователи проверили методом анализа межпопуляционной изменчивости (AMOVA), и она подтвердилась. Этот анализ проводили так. Популяции сгруппировали самыми разными способами: их поделили на восточные и западные, на горные и равнинные, на говорящие на индоевропейских, тюркских и семитских языках. В каждом случае оценивали генетические различия, и они оказались максимальными именно между горными и равнинными народами.
Исследователи вычислили генетические расстояния между популяциями Передней Азии и построили серию карт генетического сходства для каждой популяции. На этих картах выявляется та же закономерность: с каждой из равнинных популяций (арабами Саудовской Аравии, ОАЭ, Сирии, Иордании, Ливана, населением Палестины) генетически сходны остальные равнинные популяции, а с каждой из популяций Малоазиатского, Армянского и Иранского нагорий (турками, армянами, народами Ирана, курдами, грузинами) — соответственно, другие горные популяции. Примерно посередине находятся популяции Ирака. Характерно, что, например, Сирия, будучи преимущественно равнинной, по генофонду ближе к удаленным от нее равнинным популяциям, чем к горным географическим соседям.
График многомерного шкалирования, построенный по генофондам популяций Передней Азии
Авторы подчеркивают, что эту закономерность нельзя объяснить прямым влиянием высоты над уровнем моря на генофонд популяции. Дело тут совсем не в «высокогорных генах», как у тибетцев, потому что генетические маркеры на Y-хромосоме не связаны ни с какими внешними признаками и для естественного отбора нейтральны. Они предлагают другое объяснение. «Мы думаем, что это связано с историей населения, с тем, что большинство миграций проходило между сходными ландшафтами, а с гор на равнины или наоборот большие массы населения переселялись реже», — поделился соображениями Олег Балановский.
Народам, говорящим на близких языках, также легче обмениваться брачными партнерами, чем народам с языками разных лингвистических семей. В этом причина того, что и лингвистическое деление коррелирует с генетическими различиями между популяциями. Вообще, авторы отмечают, что ареалы языковых семей соотносятся с ландшафтом. Так, по одной из гипотез индоевропейские языки возникли в Анатолии, и горные популяции Анатолии, Армении и Ирана использовали их в течение последних нескольких тысячелетий. Некоторые из них в средние века перешли на тюркские языки, так возникли турки и азербайджанцы. Напротив, равнины Передней Азии были в основном родиной семитских языков, эти языки и сегодня распространены в Леванте, Месопотамии и на Аравийском полуострове.
Гипотеза о горно-равнинном векторе генетических различий подтверждается и последними исследованиями древней ДНК. Так, по составу гаплогрупп Y-хромосомы в неолите популяция горной Анатолии была сходной с популяцией Иранского нагорья и сильно отличалась от равнинной популяции Леванта той же эпохи. Можно предположить, пишут ученые, что такой горно-равнинный генетический контраст сложился еще в неолите и остается до сегодняшнего дня.
Фото: Hansm
Источник: генофонд.рф