Скальные изображения верблюдов в Северной Аравии датировали неолитом
16.09.2021
Скальные изображения верблюдов в Северной Аравии датировали неолитом

Изображения со Стоянки верблюдов оказались древнейшими в мире крупномасштабными рельефами.

Международная группа учёных из Института науки об истории человечества имени Макса Планка (Германия), Национального центра научных исследований (Франция) и Университета короля Сауда (Саудовская Аравия), используя широкий спектр методов датирования, определила возраст знаменитых скальных изображений верблюдов и непарнокопытных в натуральную величину с так называемой Стоянки верблюдов в Аль Джарфе на северной границе Саудовской Аравии, открытой в 2018 г.

Всего на стоянке выявлен 21 рельеф, вырезанный на трёх скальных отрогах. Изображения поражают не только размерами, но и натуралистичностью.


original (1).jpg


Основываясь на сходстве рельефов с произведениями искусства, найденными в Петре (Иордания), их первоначально датировали набатейским периодом (около 2000 лет назад). Однако новое исследование, включающее петрографический анализ, оценку структур выветривания и эрозии, рентгенофлюоресцентную спектрометрию и люминесцентное датирование упавших фрагментов, показало, что они гораздо старше — изображения верблюдов и непарнокопытных восходят к неолиту (VI тыс. до н. э.), что делает их древнейшими в мире из сохранившихся крупномасштабных рельефов.

В то время ландшафт здесь представлял собой саванну, изобилующую озёрами и деревьями, где группы скотоводов пасли крупный рогатый скот, овец и коз. Дикие верблюды и лошадиные также бродили по этой местности, и люди охотились на них в течение тысячелетий.

От этого периода до нас дошли наскальные рисунки и крупные каменные сооружения, называемые мустатилами.

Авторы исследования считают, что Стоянка верблюдов являлась ритуальным местом собрания групп скотоводов. Учёные предполагают, что изображения на Стоянке верблюдов могут быть символически связаны с годовым циклом влажных и засушливых сезонов.

По расчётам учёных, для создания каждого рельефа требовалось 10-15 дней работы, в течение которых каменные инструменты, использовавшиеся для вырезания трехмерных изображений и полировки поверхности, приходилось часто менять и повторно затачивать. Учитывая, что кремень, использовавшийся для изготовления инструментов, привозили из источников, расположенных минимум на расстоянии 15 км, и что для вырезания рельефов потребовалось бы строительство рабочей платформы, исследователи полагают, что впечатляющие изображения были созданы совместными усилиями большого количества людей, возможно, — вовремя ежегодного собрания неолитических групп.

Рельефы являются частью более широкой традиции наскального искусства в регионе, для которой характерны натуралистические изображения животных в натуральную величину, хотя навыки, необходимые для создания горельефов, уникальны для Стоянки верблюдов.

Реконструкция процессов создания резьбы и выветривания позволяет предположить, что участок использовался в течение длительного периода, в течение которого изображения подправляли.

Учёные отмечают, что процессы эрозии продолжаются и для сохранения памятника необходимо принимать срочные меры.

Источник: Max-Planck-Gesellschaft