Тайны бальзамов для мумий
На протяжении многих лет ученые задаются вопросом о том, какие практики применяли древние египтяне при бальзамировании тел умерших. В 2016 году экспедицией под руководством Рамадана Хусейна в 2016 г.в Саккарском некрополе были проведены раскопки мастерской по бальзамированию тел и расположенных поблизости погребальных камер. Обнаруженные в них сосуды были подвергнуты комплексному исследованию. Химический анализ остатков, зафиксированных на стенках сосудов, показал, что работавшие в древней мастерской бальзамировщики, использовали специальные составы для мумифицирования отдельных частей тела и изготовления бинтов, которыми оборачивали тело.
По словам немецкого археолога Филиппа Стокхаммера из Мюнхенского университета Людвига Максимилиана, древнеегипетские специалисты по мумификации обладали обширными познаниями в области химии и имели четкие представления о том, какие смеси следует наносить на кожу в целях ее сохранения. Это особенно удивительно, учитывая, что едва ли они имели представление о бактериях и прочих микроорганизмах. Мумифицировать тела умерших египтяне начали более 6 тысяч лет назад, стремясь сохранить тело для вечной жизни в загробном мире. Результаты нового исследования открывают новые перспективы в изучении процессов мумификации, которые менялись на протяжении столетий. Смеси, применяемые бальзамировщиками в Саккаре, могут отличаться от веществ, использованных их предшественниками в более ранние периоды для бальзамирования тела фараона Тутанхамона и других правителей.
Исследователи провели анализ 35 керамических сосудов, из которых 31 был обнаружен при раскопках мастерской, а 4 происходят из нескольких погребальных камер. Комплекс датируется периодом 26-й династии (664-525 гг. до н.э.). На сосудах сохранились надписи, содержавшие названия смесей для бальзамирования, а также инструкции о том, как следует готовить смеси для омовения тела умершего, каким способом изготовить льняные повязки, а также рекомендации по обработке различных частей тела и подготовке их к мумифицированию. Надпись на одном из сосудов была адресована мастеру, который занимался бальзамированием головы. Для каждой процедуры предназначался особый состав.
Пять сосудов содержали маркировку «antiu», которая, по мнению исследователей, означала получаемую из деревьев рода Коммифора ароматную смолу, именуемую миррой. Но обнаруженный в Саккаре состав включал в себя масла кедровых, можжевеловых или кипарисовых деревьев, смешанных с животными жирами. Судя по всему, эта смесь могла использоваться как самостоятельное средство, либо входила в состав смеси с другим веществом – «sefet». Это наименование также встречено на нескольких сосудах.
Масло «сефет» определено исследователями как неопознанное. Анализ показал, что его основу составляют животные жиры, к которым в качестве ароматизатора добавлены растительные компоненты. В двух сосудах обнаружен сефет с маслом можжевельника или кипариса, а в третьем – с ароматной смолой тропических деревьев элеми (канариум). Химический анализ также показал наличие касторового масла, пчелиного воска, битума и смолы даммар.
В целом, химический состав остатков смесей для бальзамирования из мастерской в Саккаре оказался схож с известными образцами, полученными в ходе предшествующих археологических исследований древнеегипетских гробниц. Однако, наличие смолы элеми и даммара вызвало ряд вопросов, поскольку ученые не ожидали встретить эти вещества. Прежде считалось, что элеми и даммар не были связаны с древнеегипетской практикой бальзамирования, но теперь исследователям предстоит решить еще одну задачу и выяснить, за счет каких свойств эти смолы могли обеспечивать сохранность тел.
Смолы элеми и даммар являлись предметом импорта. Судя по всему, элеми доставляли из тропических районов Африки или Юго-Восточной Азии, а родиной даммара является Юго-Восточная Азия или Индонезия. Кроме того, предметом импорта являлись и другие вещества для бальзамирования, которые доставлялись в Египет из Юго-Западной Азии и из района Средиземноморья. Обнаружение этих веществ, по мнению авторов исследования, подтверждает тесную взаимосвязь между мастерами по бальзамированию и торговцами, обеспечивавшими доставку необходимых ингредиентов. Бальзамировщики в Саккаре активно пользовались возможностями, которые обеспечивало наличие развитых торговых маршрутов между Египтом и другими регионами на юге Европы, на севере Африки и в Юго-Восточной Азии.
Источник: https://www.sciencenews.org/article/egyptian-mummy-chemical-mixtures