Точечный ритм в наскальной живописи
Наскальные рисунки, изображающие фауну эпохи палеолита - северных оленей, зубров, бизонов, мамонтов и других, известны во всех регионах Европы. Кроме изображений животных, на стенах пещер и различных предметах, было обнаружено более 600 памятников со знаками времен ледникового периода, в том числе линии, точки, последовательности точек. На протяжении многих лет попытки найти закономерности в изображениях, и выяснить смысл рисунков не приносили результата. Возможно, теперь ситуация изменится.
Археолог-любитель Бен Бэкон (Ben Bacon), в сотрудничестве с группой ученых, среди которых два профессора из Даремского университета и один из Университетского колледжа Лондона, опубликовал статью в Cambridge Archaeological Journal.
Объектом исследования стали именно последовательности точек. В качестве источника привлекались публикации изображений, найденные в Британской библиотеке. Исследуя “точечный ритм”, Бэкон предположил, что он отражает лунный цикл, и предположил его связь с репродуктивным циклом животных. С этими выводами он пришел в научное сообщество.
Археолог из Даремского университета Профессор Пол Петтитт (Paul Pettitt) сказал, что он был "рад, что отнесся к этому серьезно", когда Бэкон связался с ним. "Результаты показывают, что охотники-собиратели ледникового периода были первыми, кто использовал системный календарь и метки для записи информации об основных экологических событиях в этом календаре", - сказал он.
Кратко результат можно описать следующим образом. Исследователи сопоставили репродуктивный цикл ископаемых животных с их аналогами в живой природе. Используя эти данные, они сравнили их с отметками на стенах пещер, и предположили, что некоторые знаки отражают сведения о месяце спаривания и сроках рождения детенышей. Возможно, что количество точек соответствует месяцу спаривания животного, а знак “Y” – моменту рождения детеныша.
Таким образом могла записываться и сохраняться важнейшая информация для древнего охотничьего сообщества.