Цвет после смерти
04.05.2022

Цвет после смерти

Цветные скелеты из погребений Чатал-Хёюка

Недавнее исследование позволило по-новому взглянуть на погребальную культуру и обычаи жителей неолитического поселения Чатал-Хёюк, которое считается одним из древнейших поселений в мире. Изучение останков показало, что некоторые останки были перезахоронены, и на них сохранились следы окрашивания.

Чатал-Хёюк – один из наиболее известных памятников археологии в Центральной Анатолии (Турция), возраст которого насчитывает порядка 9 тысяч лет (По современным радиоуглеродным калиброванным датам появление Чатал Хёюка относят к концу VIII тыс. до н.э. – Прим. ред.). Это крупнейшее поселение эпохи неолита, площадь которого насчитывает около 13 га. Застройка Чатал-Хёюка была плотной и состояла из глинобитных построек, расположенных практически вплотную друг к другу. В ходе археологического изучения жилищ обнаружены следы ритуальных действий, в том числе, настенные росписи и погребения, причем на некоторых из останков зафиксированы следы красителей.

В издании Scientific Reports опубликованы результаты работы группы исследователей с участием специалистов Бернского университета. Одной из целей проекта являлся анализ пигментов, использованных в погребальных и архитектурных контекстах одного из важнейших объектов мирового историко-культурного наследия. По словам руководителя проекта, антрополога Марко Милеллы, помимо определения половозрастных характеристик, выявления патологий и травм, перед учеными стояла задача установить взаимосвязь между трансформацией архитектурного пространства и манипуляциями, происходившими с останками после захоронения.

Химический анализ останков показал наличие следов красной охры и киновари. При этом, красная охра применялась более широко, ее следы зафиксированы на останках как взрослых жителей Чатал-Хёюка, так и детей, независимо от пола. Что касается киновари и сине-зеленого пигмента, то здесь наблюдается некое разделение по половому признаку – следы этих красителей встречаются на мужских и женских останках соответственно. Примечательно, что количество захоронений в зданиях, судя по всему, было связано с количеством слоев настенных росписей. Данное наблюдение позволило исследователям предположить, что существовала прямая связь между погребальным обрядом и изменениями, происходившими в окружающем пространстве. Кроме того, судя по тому, что некоторые погребения потревожены, это может свидетельствовать об их «вторичном использовании». Вероятно, члены общины извлекали останки и повторно перезахоранивали их через какое-то время. При этом повторное захоронение сопровождалось нанесением росписей на стены дома. На сегодняшний день недостаточно данных, позволяющих понять причины, по которым жители Чатал-Хёюка выбирали людей, останки которых были задействованы в ритуале. Авторы проекта надеются, что дальнейшие исследования позволят найти ответы на эти и другие вопросы и больше узнать о социокультурных практиках в уникальном неолитическом обществе.

Источник: https://www.eurekalert.org/news-releases/946886

Наш комментарий

Раскопки Чатал-Хёюка, которые продолжаются вот уже более 60 лет (начало исследований положил открывший его в 1958 г.  Дж. Мелларт), действительно, дали богатейший материал о жизни этого крупного поселения ранненеолитического времени на территории центральной Анатолии, в том числе об особенностях ритуала и социальной сферы. Тем не менее, вряд ли стоит называть Чатал-Хёюк «древнейшим городом мира», скорее, одно из ранних крупных долговременных поселений с экономикой, основанной на сельском хозяйстве.

Отметим, что более чем за три тысячи лет до появления Чатал-Хёюка ранние долговременные поселения начали возникать в первичных очагах неолитизации зоны Плодородного Полумесяца.

Подробнее см.:

Корниенко Т.В. Вопросы физической географии, периодизации и хронологии в исследовании первичных очагов «неолитической революции» на территории центральной части Плодородного полумесяца // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2021. – № 4. – С. 5-16.

Многие элементы ритуала, сохранившиеся в остатках материальной культуры поселения Чатал-Хёюк, прослеживаются в данных с неолитических памятников конца XI-IX тыс. до н.э. в Юго-Восточной Анатолии. В том числе погребения с остатками на костях красной охры, гипса и черного пигмента (уголь и, возможно, битум) характерны для более четверти захоронений Кёртик-Тепе (где открыто около 2000 могил), 40% Хасанкейф Хююка; зафиксированы также на одном из немногих открытых захоронений в Демиркёй (могила младенца). Названные памятники находятся в районе Верхнего Тигра. Предполагается, что могилы для совершения различных процедур регулярно вскрывали. Социальная дифференциация по половозрастному принципу по данным отмеченных памятников не подтверждается.

Подробнее см.:

Корниенко Т.В. К вопросу о человеческих жертвоприношениях на территории Северной Месопотамии в эпоху докерамического неолита // Археология, этнография и антропология Евразии. 2015. – Т. 43. – № 3. – С. 42-49.

Benz M., Erdal Y.S., Şahin F., Özkaya V., Alt. K.W. The equality of inequality – Social differentiation among the hunter-fisher-gatherer community of Körtik Tepe, south-eastern Turkey // Rich and Poor – Competing for resources in prehistoric societies : 8th Archaeological Conference of Central Germany October 22–24, 2015 in Halle (Saale). – Halle : Landesamt für Denkmalpflege und Archäologie Sachsen-Anhalt, 2016. – Vol. 1. – P.147–164.

Erdal Y.S. Bone or Flesh: Defleshing and Post-Depositional Treatments at Körtik Tepe (Southeastern Anatolia, PPNA Period) // European Journal of Archaeology. – 2015. – Vol. 18/1. – Р. 4–32.

Miyake Y. Tarihöncesi dönemde Hasankeyf // Aktüel Arkeoloji. – 2016. – Sayi 53. – S. 26-39.

Rosenberg M. Demirköy // The Neolithic in Turkey. New Excavations & New Research. The Tigris basin. Ed. by M. Özdoğan, N. Başgelen, P. Kuniholm. – Istanbul: Arkeoloji ve Sanat Yayinlari, 2011. – Р. 79-87.