У берегов Ливана найдены затонувшие корабли Александра Македонского
29.04.2019

У берегов Ливана найдены затонувшие корабли Александра Македонского

Возможной причиной кораблекрушений называют перегруженность судов, перевозивших строительный камень.

Группа ливанских дайверов, исследовавших бухту древнего финикийского города Тир, нашла на глубине 35 м 11 затонувших кораблей.


Lebanon-09a.jpg


Первые подводные раскопки в этом месте были проведены еще в 1940-е годы. В ходе нового обследования на дне было найдено множество артефактов, в том числе большое количество амфор и блоков строительного камня.


Lebanon-04b.jpg


По словам археолога Джафара Фадлаллаха, форма керамических изделий позволяет установить, что корабли затонули около 332 г. до н. э. Ученый утверждает, что все сосуды имеют греческое происхождение.

«Найденная нами посуда и другие артефакты, а также камни указывают на то, что груз этих кораблей был предназначен для военной кампании Александра Македонского. В 332 году до нашей эры он решил захватить город Тир, который в то время был расположен на острове», — заявил директор школы дайверов «Сайдун» и глава общества аквалангистов-профессионалов Мохаммед Аль-Сарги.


Lebanon-08a.jpg


В финикийскую эпоху Тир доминировал в морской торговле. В противостоянии македонян и персов Тир стремился придерживаться нейтралитета, однако Александр Великий поставил задачей захватить город, чтобы превратить его в свою главуную морскую базу. Знаменитый полководец взял Тир лишь после семимесячной осады. Чтобы овладеть островной цитаделью, Александр приказал соорудить искусственную дамбу, по которой к стенам крепости были доставлены осадные машины. Штурм Тира сопровождался постоянными морскими сражениями и высадками десанта.


Lebanon-03.jpg


За время осады погибло около 400 македонян, потери Тира составили 7000 мужчин, и еще 2000 человек были распяты на крестах вдоль моря. Свыше 30 тысяч захваченных в плен горожан, не успевших уплыть в Карфаген, были проданы в рабство.

«Судя по всему, затонувшие триеры были задействованы в сооружении дамбы и были разбиты о берег сильными волнами или пошли на дно под тяжестью своего веса», — полагает Мохаммед Аль-Сарги. Он намерен организовать подводную экспедицию, чтобы попытаться поднять со дна хотя бы одно уцелевшее судно.


Lebanon-11a.jpg


Джафар Фадлаллах сообщил, что подводные груды строительного камня располагаются примерно в 700 м от древней береговой линии островной части Тира. Их размеры составляют от 50 до 200 м.

В Департаменте древностей и музеев Южного Ливана, однако, отнеслись пока настороженно к находке дайверов и потребовали представить «твердые доказательства» от научного сообщества. Директор ведомства Али Бадави подверг сомнению версию о том, что найденные на дне корабли были непременно связаны с эпизодом осады Тира.

«Это могли быть финикийские корабли, относящиеся к какой-то другой эпохе. Так, 10 лет назад в 5 км от Тира было найдено торговое судно финикийцев с изделиями из камня и мрамора», — пояснил Али Бадави.

Бадави также не исключает связи затонувших судов с античным пиратством.

Директор Департамента древностей заявил также о необходимости положить конец существующей в Ливане анархии с подводными раскопками.

«Наш департамент готовит законопроект, который будет регулировать поиски следов древних цивилизаций в морской акватории Тира и других портов», — сообщил он.

Источник: Archaeology News Network